GENERICO.ruПолитикаГенерал Попов раскрыл уникальные подробности уничтожения первого F-16 на Украине

Генерал Попов раскрыл уникальные подробности уничтожения первого F-16 на Украине

Американцы подарили Украине ПВО без системы опознавания «свой-чужой»

История с первым уничтоженным F-16 на Украине начинает обрастать разными версиями. Некоторые даже не исключают, что пилота уничтожили намеренно из-за неприязни к Зеленскому. Однако основная версия — «дружественный огонь»: самолет сбил зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) Patriot, который не распознал американский истребитель как «свой».

Американцы передали Украине ПВО без системы опознавания

Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов рассказал «МК», почему привезенная из стран НАТО военная техника не оснащена системой опознавания «свой-чужой», а также об истинной причине ЧП.

Об уничтожении первого истребителя НАТО F-16 из тех, что с помпой презентовали на Украине месяц назад, сообщили 29 августа. Выяснилось, что самолет был уничтожен в небе, при отражении нашей ракетной атаки 26 августа. Самолет был сбит ЗРК Patriot Ракета ПВО. По украинской версии, у украинских ПВО и ВВС не было координации.

По словам генерала Владимира Попова, недостаточная координация — главный враг подразделений ВВС Украины.

— Украина не отработала организацию взаимодействия отдельных систем и служб, — говорит он. — ПВО и ВВС — это единая структура, но она, тем не менее, имеет отдельные каналы оперативного управления. Для того чтобы система работала как часы, технология взаимодействия летчиков, командных пунктов и расчетов ПВО должна быть отработана до мелочей. Противник спешит показать результаты F-16 любой ценой.

— Дело в том, что западные системы, которые установлены на Patriot, и советские системы, которые активно используются в украинских ВВС и ПВО, имеют разные каналы оповещения и определения «свой-чужой». Два потока информации должны идти практически одновременно. Если этого не происходит, и нет подтверждения ни с одного, ни с другого канала одновременно, то работать будет крайне проблематично. Определить, свой это или чужой, действительно очень сложно. Один сигнал покажет, что свой, а другой скажет, что враг или наоборот.

А при атаке наших крылатых ракет, когда удары наносятся по командным пунктам, крупным трансформаторным подстанциям или энергогенерирующим мощностям на территории Украины, конечно, эта проблема выходит на первый план. Если ответственный за принятие решения колеблется и думает 5-10 секунд, «свой» это или чужой, считайте это провалом: ракета за это время уже проходит зону действия системы ПВО.

— Я всегда обращаю внимание на психофизиологию человека, который отвечает за тот или иной пуск, стрельбу или поражение цели, и особенно на автоматическое сопровождение цели. Когда включено автоматическое сопровождение, то вроде бы техника работает, автоматика работает, человеку остается только все контролировать и подтверждать: согласен он с этим решением или нет. И эти секунды, которые отводятся на принятие решения, могут оказаться решающими… При этом, если окажется, что цель ракеты ПВО — «своя», можно подать сигнал самоуничтожения, и она взорвется на подлете.

— Могла. Но даже если бы кнопка самоликвидации была нажата, скажем, на расстоянии 100-300 метров, осколки от ракеты могли бы по инерции разлететься в том же направлении. Не исключено, что часть из них попала в истребитель. Поскольку летчик погиб, то, скорее всего, над ЗРК работали западные специалисты, которые полностью полагаются на интеллект машины. На Западе другая идеология подготовки специалистов: они максимально доверяют автоматике в управлении ракетами и стрельбе после автоматического захвата цели и автоматического сопровождения ее средствами ПВО.

— Автоматика действительно работает очень четко, пространственно-временная модель работает гораздо быстрее и эффективнее человеческого мозга, но почему-то на Западе не учитывают физиологические особенности человеческих нейронов, которые в угрожающий период работают даже быстрее автоматики. Полностью отказаться от человека невозможно.

— Система ПВО могла быть не оснащена системой «свой-чужой». При передаче ПВО американцы могли снять свою систему опознавания, потому что боятся, что она попадет к нам в руки. Американцы этого очень боятся, так как в этом случае будут раскрыты коды системы, а это очень большая угроза выхода из строя системы ПВО целого государства, в данном случае США.

Мы уже наступали на эти грабли. Поэтому США, как правило, передают экспортный вариант, который не совсем адекватен, так как не соответствует требованиям, которые действуют в США или в системе НАТО.

— В 1968 году наши летчики Янов и Капустин разбили сверхзвуковой реактивный Як-28 во время перегона в Берлин. Они увели падающий самолет в сторону от кладбища, где было много людей, и попытались посадить его на озеро Штессензее, но погибли во время маневра. Местом падения оказался английский сектор Западного Берлина, поэтому англичане успели снять с нашего самолета систему кодового оповещения «свой-чужой». Потом подошли наши, эвакуировали самолет из воды, все в порядке. Но систему опознавания пришлось перестраивать.

В 1976 году летчик-предатель Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25П перелетел в Японию и передал иностранным властям самолет с массой секретного оборудования, включая коды системы «свой-чужой». Система может самоликвидироваться, но механизм самоликвидации не сработал. Американцы разобрали наш самолет, и мы были вынуждены менять всю систему. Мы долго были на грани, тот год мог закончиться налетом противника. И, кстати, были проверки на вшивость. Особенно на Севере.

Так что это очень большая проблема государственного значения. Поэтому американцы не выдали все секреты, а спроектировали что-то среднее, что они передают всем странам мира. Могли бы и частотные характеристики для кодов украинских ВВС и ПВО предоставить. Теперь, видимо, будут лихорадочно что-то решать и обязательно менять.

— Вполне достойная версия. Возможно, наш ракетный удар уже был нанесен по району аэродрома, а летчик в это время взлетал и получил в стекло осколком. Может быть, его даже настигли в ангаре — он готовился к запуску самолета и в этот момент туда прилетела ракета X-47, «Циркон» или простая «Герань». Может быть, он уже рулил и в этот момент произошел взрыв… Летчик потерял сознание, сгорел, кабину открыть не смогли. Если он погиб на земле, то, конечно, лучше сказать, что он успел взлететь и погиб как герой, отбив наши атаки.

— У украинцев уже было такое — в 2022 году под Одессой летчик на МиГ-29 врезался в нашу «Герань». При столкновении с ней самолет активировал самоуничтожение на подлете и сбил самолет осколками. Это была первая ситуация дуэли, когда пилотируемый истребитель перехватил беспилотник, и беспилотник победил. Так могло быть и с этим F-16? Да, так тоже могло быть. Хотя сейчас на Украине очень осторожно относятся к охоте на беспилотники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории