В первом полугодии 2024 года цены на авиабилеты для пассажиров выросли на 17% по сравнению с первым полугодием 2023 года. Эксперты ожидали роста на 10%, поэтому он немного превзошел эти прогнозы. Об этом в прямом эфире из пресс-центра МК рассказал главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. Эксперт описал «эволюцию» цен на авиаперелеты за последние несколько лет.
Фото: unsplash.com
В первом полугодии 2024 года цены на авиабилеты для пассажиров выросли на 17% по сравнению с первым полугодием 2023 года. Эксперты ожидали роста на 10%, поэтому он немного превзошел эти прогнозы. Об этом в прямом эфире пресс-центра МК рассказал главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. Эксперт рассказал о «эволюции» цен на авиаперелеты за последние несколько лет. Он отметил, что в 2022 году введение антироссийских западных санкций грозило «полной остановкой всей гражданской авиации», объемы перевозок снизились, резко выросла их себестоимость — выросли цены на запчасти и т. д. Отрасль также понесла убытки из-за закрытия южных аэропортов, из-за чего «из авиаоборота» сразу выпало 19,5 млн пассажиров, которые в них обслуживались. Однако затем рост себестоимости был «залит» огромными объемами государственных субсидий. Плюс авиакомпании сумели организовать параллельный импорт запчастей. Поэтому в 2022 году цены на авиабилеты практически не выросли.
В 2023 году государственные субсидии были сокращены, поскольку отрасль начала адаптироваться к новым экономическим реалиям. «Мы начали догонять те три года, когда себестоимость росла, а цены — нет», — отметил Роман Гусаров. Соответственно, мы получили рост цен на авиабилеты примерно на 25–30%, но этот скачок был экономически обоснованным. Мы все видим, что вокруг нас все стало намного дороже — продукты, бензин и т. д.». Что касается текущего года, то, по его словам, в первой половине 2024 года цены на авиабилеты выросли на 17% по сравнению с первой половиной 2023 года. В начале года эксперты ожидали роста на 10–15%. «Правительство и Центробанк обещали снижение уровня инфляции, но он достаточно высокий. Поэтому у нас есть некоторое превышение этого прогноза», — отметил эксперт.
Глава Аналитического центра ГосНИИ ГА Федор Борисов напомнил, что стоимость авиабилетов складывается из трех основных блоков: во сколько обходится авиакомпании содержание парка (покупка самолетов и их обслуживание), заработная плата экипажей и других сотрудников, цены на топливо, а также есть более мелкие прочие расходы авиакомпаний. Он подчеркнул, что этот бизнес «очень сильно подвержен сезонности», и в некоторых ситуациях авиакомпании могут работать даже в убыток.