Количество квартир без отделки за полгода выросло на 20%
Количество квартир без отделки в Московской области за последние полгода выросло на 20,2%. Количество лотов с отделкой, наоборот, сократилось на 6,6%. По мнению экспертов, застройщики пытаются сделать новые «квадратные метры» более доступными для покупателей.
По данным управляющего партнера ГК «Ферро-Строй» Григория Ваулина, на первичном рынке Московской области продается 44,5 тыс. квартир и апартаментов в 216 проектах. Из них 20,23 тыс. лотов продаются без отделки (45,5%), 4870 лотов с white box (10,9%), 19,4 тыс. лотов с отделкой (43,6%).
Для сравнения, полгода назад на рынке новостроек Московской области было представлено 42,03 тыс. квартир и апартаментов в 203 проектах. Из них 16,83 тыс. лотов без отделки (40%), 4420 лотов с white box (10,5%), 20,78 тыс. лотов с чистовой отделкой (49,5%).
То есть за последние полгода на рынке новостроек Московской области стали преобладать варианты без отделки (+5,5 п.п.), а лоты с готовой отделкой опустились на второе место в структуре предложения (-5,9 п.п.). При этом доля вариантов white box осталась практически неизменной. В абсолютном выражении количество лотов с готовой отделкой за полгода сократилось на 6,6%, а количество незаконченных лотов, наоборот, увеличилось на 20,2%.
«Решение ряда компаний отказаться от отделки в новых проектах может быть связано с их желанием сделать жилье более доступным за счет исключения опции из ДДУ, – пояснил Ваулин. По его мнению, варианты недостроенного жилья действительно особенно актуальны на фоне роста ставок по ипотеке и сворачивания государственных программ. Однако есть и более состоятельные клиенты, которые, как минимум с помощью кредитного плеча, могут позволить себе варианты с отделкой от застройщика, что всегда экономичнее аналогичного ремонта, выполненного самостоятельно.
«“Золотая середина” – это white box, которая упрощает процесс ремонта, приближает сроки заселения и в то же время позволяет индивидуализировать интерьеры, – считает эксперт. По данным «Метриум», В проектах Московской области, запущенных во втором квартале, только 11,4% лотов имеют чистовую отделку, white box доступен в 22,6% новых проектов, а 66% лотов в новых проектах предлагались без отделки.
После окончания льготной ипотеки спрос на новостройки в Московской области, где сосредоточено основное предложение жилья массового спроса, существенно снизился, – отметил Владимир Моребис, коммерческий директор – партнер компании Est-a-Tet. По его мнению, «старая» Москва, где сосредоточен более бюджетный спрос, оказалась более устойчивой к отмене льготной программы. Учитывая эту тенденцию, строительные компании стали предлагать потенциальным покупателям более дешевый вариант покупки новых квартир без отделки.