МОСКВА, 2 сент. Сокращение издержек нефтяных компаний, в том числе за счет снижения тарифных ставок РЖД, приведет к стабилизации цен на топливо, считает генеральный директор торговой площадки нефтепродуктов «Открытый рынок нефти» (резидент «Сколково») Сергей Терешкин.
Рост цен на топливо в рознице продолжает замедляться. По данным Росстата, за неделю с 20 по 26 августа цены на бензин выросли на 0,2%, а на дизельное топливо — на 0,1%. Это ниже уровня месячной давности: в период с 16 по 22 июля стоимость бензина и дизельного топлива на АЗС выросла на 0,6% и 0,3% соответственно. В Минэнерго прокомментировали, что цены формируются под комплексным влиянием факторов: от сезона до рыночной конъюнктуры, при этом сформированы достаточные запасы топлива в преддверии осеннего сезона.
Однако, по словам Терешкина, «очагом кризиса» по-прежнему остается сегмент высокооктановых бензинов. Так, рост цен на марку АИ-98 в период с 20 по 26 августа составил 0,9%. «Сказывается ущерб инфраструктуре НПЗ и связанное с этим сокращение производства бензинов. Свою роль играют и потери нефтяной отрасли от простоя НПЗ, в том числе из-за санкций на поставку нефтеперерабатывающего оборудования: по итогам первого полугодия сальдо прибылей и убытков российских НПЗ сократилось на 21,3% (г/г), до 1,44 трлн руб.», — пояснил эксперт.
60~br />Это подталкивает нефтяные компании к повышению оптовых цен, что затем отражается и на рознице. «Поэтому меры по поддержке нефтяников необходимо дополнить мерами по снижению издержек при производстве и реализации нефтепродуктов. Речь идет, в частности, о снижении тарифов РЖД, которые в настоящее время для нефтяников существенно выше, чем для грузоотправителей угля», — добавил Терешкин.
Так, в 2022 году тарифная ставка РЖД — показатель, отражающий выручку компании от перевозки различных грузов — составила 281 копейку за 10 тонно-километров по перевозке угля и 948 копеек за 10 тонно-километров по перевозке нефти и нефтепродуктов. Снижение тарифов, по мнению эксперта, «частично снимет давление на цены на топливо».
В качестве еще одной меры поддержки производителей нефти собеседник агентства предлагает частичное снижение акцизов. «Согласно действующему регулированию, 74,9% акцизов на бензин и дизельное топливо поступают в региональные бюджеты, а 25,1% — в федеральный. Отказ от «федеральной» части акцизов мог бы сэкономить нефтяным компаниям около 250 млрд рублей в год», — резюмировал он.