Они швыряют деньгами: психологи объясняют удивительное поведение миллиардеров-мотов
Богатые люди часто удивляют всех своими странностями, особенно когда совершают, казалось бы, ненужные покупки. Ходят легенды о том, как некоторые богачи тратят целые состояния на совершенно бессмысленные вещи. Ванные комнаты для домашних животных, золотые унитазы, телефоны с бриллиантовыми инкрустациями — все это бесполезные, но баснословно дорогие покупки. На какие еще «хочу» тратят свои миллионы расточительные богачи и какие психологические проблемы связаны с их демонстративным поведением — в материале «МК».
Фото: ru.freepik.com
Денди и гуляка Берри Уолл из Нью-Йорка был известным миллионером в 19 веке. Он унаследовал огромное состояние от своего отца и деда. Но вместо того, чтобы приумножать свое богатство, мужчина начал тратить его направо и налево. Например, он начинал свой день с бокала шампанского вместо стакана воды. И он был готов отдать почти все деньги, заработанные его близкими родственниками, на модную одежду. Уолл мог легко купить в магазине сразу 5000 галстуков и 300 пар перчаток. Американец был настолько одержим своей внешностью, что однажды на спор сменил около 40 нарядов за одно утро. Журналисты соревновались в написании занимательных статей о различных видах одежды Уолла. И он был так вдохновлен этим, что в итоге стал первым человеком в Америке, надевшим смокинг.
Расточительность Уолла в конечном итоге привела его к банкротству, и он уехал из Нью-Йорка в Париж. Там бывший миллионер умер, оставив на своих счетах всего 12 608 долларов.
Самый известный в мире «король азартных игр» Стэнли Хо заработал свое многомиллиардное состояние на сети казино в Макао. Он прожил долгую жизнь, скончавшись на больничной койке четыре года назад в возрасте 98 лет. Патриарх игорного бизнеса в последние годы страдал от болезни Паркинсона, почечной недостаточности и последствий инсульта. Но он любил швырять деньги на ветер, не считая ни копейки.
Открыв казино в Португалии, Гонконге и других странах, он потратил $30 млн на открытие игорного дома в Пхеньяне, столице Северной Кореи. Он вложил баснословные деньги в развитие танцевальной индустрии в Азии и в строительство теннисных кортов. В своих многочисленных интервью он признавался, что каждый день начинает с игры в теннис. А на десерт предпочитает не сладости, а грибы — трюфели. А несколько лет назад, еще будучи на ногах, он превзошел всех, купив два итальянских трюфеля весом 900 и 400 граммов за $330 тыс. Но, как выяснилось позже, попробовать их он не смог: они были перезрелыми и слегка подгнившими внутри. По слухам, любовь к трюфелям передалась его семнадцатому ребенку от четвертой жены, преподавательницы танцев. Стэнли Хо на момент рождения было 77 лет.
До недавнего времени одним из самых экстравагантных и необычных миллионеров считался житель Индии Датта Фуге. Он заработал свое огромное состояние, выдавая кредиты. И пошло-поехало: богач стал приобретать золотые медальоны, массивные цепи и браслеты в бесчисленном количестве. Но больше всего ему нравилось покупать золотые слитки. По его словам, именно в таком исполнении этот драгоценный металл радовал его больше всего на свете.
До 2013 года о миллионере и его экстравагантном увлечении знала только родная Индия. Но он захотел всемирной славы, купив себе уникальную семикилограммовую рубашку, полностью выполненную из чистого золота, за 240 тысяч долларов. Необычный предмет одежды Фуге был собран из 14 000 кусочков 22-каратного драгоценного металла, украшенного семью пуговицами с кристаллами Swarovski. Даже манжеты рубашки были золотыми. Более того, он заказал себе золотой пояс с оригинальным дизайном. Ювелиры потратили на всю работу две недели, и работали не покладая рук по 16 часов в день.
На многочисленные обвинения в чрезмерной расточительности Фуге ответил: «Люди покупают машины и ездят на курорты. Но моя главная страсть — золото. Вот почему я потратил столько денег на золотую рубашку». Позже к этому объяснению добавили «романтическую» версию: «Я знаю, что я некрасив и не пользуюсь особой популярностью у женщин. Но моя золотая рубашка неотразима».
Индийский миллионер не смог в полной мере насладиться ношением золотой рубашки: в 2016 году его жизнь трагически оборвалась. Датта Фуге погиб в драке на вечеринке. Но рубашка осталась «жива». И даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой предмет одежды.
Еще одним экстравагантным богачом считается основатель и владелец инвестиционной компании, а также акционер бейсбольной команды американец Стивен Коэн. Его страсть — произведения современного искусства: его коллекция картин оценивается почти в миллиард долларов. Однако он прославился на весь мир, когда купил аквариум с мертвой тигровой акулой.
Пятиметровая хищница была поймана в 1991 году у берегов Австралии, после чего британский художник Дэмиен Херст законсервировал ее в растворе формальдегида и сделал из нее арт-объект. Довольно долго законсервированная рыба принадлежала коллекционеру и галеристу Чарльзу Саатчи. Но в 2004 году случилось непредвиденное. Из-за неправильного внесения формальдегида хищница начала разлагаться, и Саатчи захотел избавиться от нее как можно быстрее, выставив арт-объект на продажу.
Покупатель, как ни странно, нашелся быстро. Им стал Стивен Коэн, заплативший за разлагающуюся акулу баснословные восемь миллионов долларов. Однако у нового владельца она «прожила» недолго. Позже хищника, ставшего произведением искусства, пришлось дважды менять на нового.
Причин расточительности богатых может быть несколько. Как отметила директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова, возможно, эти люди ведут себя в соответствии с реальностью, в которой они живут. У них есть сверхдоходы, которые соответствуют сверхрасходам, и вполне возможно, что эти расходы в той системе координат не являются сверхрасходными. В целом наше отношение к деньгам отражает наш уровень контакта и понимания реальности. «Покупая что-либо, любой человек платит, прежде всего, за эмоцию: радость, удовольствие, открытие чего-то нового, восхищение, — говорит эксперт. — Очень богатым людям сложнее найти в этом мире такие приобретения, которые бы приносили им яркие эмоции. Именно поэтому их покупки так часто удивляют, а порой и возмущают окружающих». К сожалению, большинство людей, живущих в так называемых экономически развитых странах, в той или иной степени страдают от гиперпотребления. Этому способствуют рост благосостояния населения, маркетинг, реклама, растущее производство, доступность кредитных денег. Все это очень заманчиво действует на человека. В целом люди покупают больше, чем могут потребить. Это отражает общую психологическую и эмоциональную напряженность и неудовлетворенность современного человека, считает Макарова.
«Чаще всего такое поведение является компенсацией недостатка чего-либо, — продолжает тему клинический психолог, гипнотерапевт Тимур Киреев. — В его основе может лежать детская травма, связанная с депривацией — невозможностью удовлетворить свои потребности». Жизнь в бедности, строгое воспитание с наказаниями, отсутствие любви и поддержки со стороны родителей, отвержение со стороны других детей — все это может быть причиной гиперпотребления. Человеку с таким поведением необходимо понять свои потребности. Часто он тратит огромные деньги на то, что не удовлетворяет его потребность, неудовлетворенную в детстве. «Он купил огромный дом, но его потребность не в доме, а в любящей семье», — приводит пример психолог. Мозг просто «спрятал» истинную потребность за очень похожей, потому что признаться в истинной очень сложно и болезненно. И получается, что человек постоянно «стреляет» в «8», но промахивается в «10», а потому не может остановиться. «Именно поэтому главный совет — пойти на терапию», — продолжает Киреев. — А на ежедневном уровне можно вести «Дневник радости»: записывать в него то, что вас радовало в течение дня. Какие ассоциации из детства это у вас вызывает? Что бы вы еще хотели получить в связи с пережитой радостью?». В простых случаях такой дневник поможет человеку распознать другие источники радости и переключить активность с чрезмерного потребления на что-то другое, подчеркнул психолог.
Как напомнил Иван Хватов, заведующий кафедрой общей психологии Московского института психоанализа, демонстративное потребление — это акт покупки чего-то дорогого, что не является необходимым для жизни. Этот термин ввел в самом конце XIX века американский экономист и социолог Торстейн Веблен. В современной поведенческой экономике даже есть такое понятие, как «эффект Веблена». Он является противоположностью закону спроса: чем выше цена определенного товара, тем он более заманчив для определенной группы людей. Эффект демонстративного потребления можно объяснить с помощью теории социальной идентичности. Согласно ей, человек самоидентифицируется, отвечая на вопрос, к какой социальной группе он принадлежит. Кто я — бедный или богатый? Если человек отвечает на этот вопрос, что он богат, то его поведение должно соответствовать ряду критериев. Он будет стремиться позиционировать себя в этом качестве: посещать престижные места и покупать вещи дорогих брендов.
Следует отметить, что феномен демонстративного потребления социален и чаще всего встречается в обществах с выраженным экономическим неравенством и слабым развитием институтов, поддерживающих социальную справедливость, где разрыв между бедными и богатыми очень велик. Сам Веблен использовал это явление — демонстративное потребление — для описания определенного социального класса, возникшего в США в конце XIX — начале XX века: он называл их «новыми богатыми». Это были люди, которые смогли резко поднять свой статус и доход благодаря промышленной революции. «Думаю, можно легко провести параллель, в том числе и с молодой Россией 1990-х годов», — отмечает Хватов. «Термин «новые русские» тогда был широко распространен. Это были люди, которые также смогли резко поднять свой статус и материальное благосостояние за короткий срок». Мотивация здесь довольно проста. Человек всеми силами стремится показать: «Вчера я был никем и едва хватало на хлеб с маслом, а теперь у меня огромные ресурсы, и я хочу это всячески демонстрировать».
О демонстративном потреблении специалисты говорят в основном в негативном ключе, потому что оно приводит к росту экономического и социального неравенства. Механизм очень прост: в обществе есть люди, которые хотят соответствовать критериям богатых людей, но понимают, что они недостаточно богаты, чтобы ездить на дорогих автомобилях, отдыхать в шикарных отелях, покупать драгоценности… Чтобы осуществить свое желание, они берут кредиты. По сути, эти люди живут не по средствам. В конечном итоге это приводит к тому, что человек нищает, еще больше опускаясь в экономическом и социальном плане.