Проблему с зарубежными платежами с их помощью не решить, а объем подозрительных транзакций увеличится
В России с 1 сентября власти разрешили иностранным банкам открывать филиалы. Раньше им разрешалось иметь в нашей стране только дочерние компании и представительства. Теперь по закону иностранный банк может открыть филиал, но только один. При этом сам банк должен работать на рынке не менее трех лет, иметь уровень рейтинга, установленный Центробанком РФ, и гарантийный депозит не менее 1 млрд рублей для покрытия обязательств филиала. Эксперты спорят, поможет ли такая схема решить проблемы российского бизнеса с платежами за рубеж.
После того, как в конце прошлого года президент США Джо Байден подписал указ о введении вторичных санкций в отношении финансовых учреждений, помогающих России обходить международные ограничения, у отечественного бизнеса начались проблемы с платежами. Сначала турецкие, а затем и китайские партнеры стали отказываться от сотрудничества с компаниями из РФ. Летом к ним присоединились арабские финансовые учреждения из ОАЭ. Причина у всех одна — страх введения вторичных санкций со стороны США. Несмотря на огромный объем торговли между Китаем, Турцией, ОАЭ и Россией, компании из этих стран боятся «попасть в немилость» к американцам, ведь их товарооборот с США гораздо выше. Проблему можно решить, создав специальные банки, деятельность которых не будет зависеть от позиции Вашингтона. Однако это требует времени и денег, а платежи нужно проводить уже сейчас. Криптовалюту также можно использовать только в ограниченных количествах. В Китае, например, регулятор запретил транзакции с ней три года назад.
В этой связи разрешение на открытие филиалов иностранных банков в России с 1 сентября было воспринято на внутреннем рынке как попытка решить проблему расчетов с дружественными странами. Однако эксперты по-разному оценивают эффективность такого сценария. Как напомнил доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Ильяс Зарипов, именно против этого долгое время боролась российская делегация на переговорах по вступлению России в ВТО, поскольку наш неразвитый финансовый рынок мог быть захвачен крупными иностранными игроками. Теперь ситуация изменилась. Западные банки даже не попытаются зайти в нашу страну по политическим причинам. Однако скорый приход турецких и китайских банков также сомнителен, поскольку китайские банки уже представлены в России дочерними структурами, а заметного всплеска интереса со стороны китайского бизнеса к развитию своей деятельности в нашей стране не наблюдается.
По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, разрешение на открытие филиалов иностранных банков — это реакция на массовый исход из России банков, принадлежащих нерезидентам из недружественных стран. Открыть филиал гораздо проще, чем открыть сам банк, и требует меньших затрат. Понятно, что если и возможно привлечь в Россию иностранные банки в текущих условиях, то только из стран, находящихся под западными санкциями. Например, из Ирана, Северной Кореи, Кубы и Мьянмы. Но здесь есть свои риски. «Поскольку надзор за деятельностью филиала не позволяет полностью контролировать проводимые банком операции, работа иностранного банка в России в форме филиала повышает вероятность осуществления им преступных операций», — предупредил аналитик.
Важно понимать, что раньше филиалы в России не работали, но запрета на дочерние компании и представительства не было. «Это все разные правовые формы организации деятельности финансово-кредитных учреждений, — говорит Сергей Соловых, начальник отдела по работе с состоятельными клиентами инвестиционной компании Fontvielle. — Преимущество филиала в том, что его проще всего открыть, но и функционал у него довольно ограничен». Например, он работает только с физическими лицами без открытия счета, как посредник для переводов. Для этого там можно купить валюту. Юридическим лицам также запрещено открывать там счета, и филиал не может переводить средства от их имени. Предлагать различные банковские продукты, например, депозиты, при такой форме организации также запрещено. Возникает вопрос: что можно сделать? Головная структура может использовать свой филиал для выхода на российский рынок ценных бумаг: она является его профессиональным участником. В этом и будет его основное предназначение — обеспечить азиатским банкам доступ к инвестициям в Россию, уверен эксперт.