Главная медицинская комиссия забраковала высококвалифицированного специалиста Роскосмоса из-за индивидуальных особенностей слизистой оболочки носа
Высококвалифицированный специалист Роскосмоса, космонавт-испытатель, заместитель командира отряда космонавтов РГНИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина по научно-исследовательской и испытательной работе Андрей Бабкин написал письмо президенту Владимиру Путину (копия, полученная от нашего источника, находится в распоряжении редакции). Дело в том, что он, просидевший на скамье запасных 14 (!) лет, теперь незаслуженно, по его словам, по чисто субъективным причинам переведен на другую, нелетную должность. То есть путь в космос ему навсегда закрыт. Причина — медицинский отвод от полетов из-за индивидуальных особенностей слизистой оболочки носа.
Члены основного экипажа корабля «Союз МС-16» Андрей Бабкин, Николай Тихонов и Кристофер Кэссиди ~/span>
По мнению многих светил медицинской науки из Федерального медико-биологического агентства, МГМУ им. И.М. Сеченова и других уважаемых медицинских организаций, состояние здоровья Бабкина не вызывает опасений.
Но Главная медицинская комиссия не признает мнения сторонних экспертов. Скажите кому-нибудь, что к космонавту относятся беспристрастно — вам не поверят. Обозреватель «МК» разбирался в проблеме.
История Андрея Бабкина просто поразительна. Он присоединился к команде в 2010 году. Спустя семь лет, в 2017 году, он начал готовиться к своему первому полету в составе основного экипажа, и началось… Как сам Андрей рассказывал мне еще в 2022 году, его запуски переносились 8 раз. Нет, ну, в космической судьбе всякое бывает, но чтобы одного и того же человека столько раз убирали со старта, согласитесь, это нонсенс!
Болезнь? Нет, в 2017, 2018, 2019, 2020, вплоть до апреля 2021 года об этом речи не шло.
Андрей Николаевич Бабкин родился 21 апреля 1969 года в Брянске. После окончания школы поступил в Брянский институт транспортного машиностроения, а после службы в армии, в 1990 году, перевелся в Московский авиационный институт.
В 1995 году с отличием окончил МАИ по специальности «Системы жизнеобеспечения и защиты летательных аппаратов».
С апреля 1997 года работал в РКК «Энергия» специалистом-испытателем по внекорабельной деятельности (ВКД). За 25 лет Бабкин прошел путь в космической отрасли от инженера и ведущего научного сотрудника до космонавта-испытателя.
Николай Тихонов и Андрей Бабкин дают предполетные интервью. Фото: Роскосмос
По словам космонавта, на выбор будущей профессии отчасти повлияли родители, дедушка, который был летчиком, а также увлечение астрономией после яркого детского впечатления от художественного фильма «Туманность Андромеды» киностудии им. Довженко.
До недавнего времени Андрей Николаевич имел статус «космонавт-испытатель» и был по совместительству заместитель командира отряда (Олег Кононенко) по научно-исследовательской и испытательной работе (НИИР). стр> <стр>Впервые (в 2017 году) вошел в экипаж вместе с Олегом Скрипочкой и Шеннон Уокер. Однако после нескольких месяцев подготовки Роскосмос принял решение о сокращении численности космонавтов на российском сегменте МКС. Это было связано с сокращением запусков кораблей к МКС, отсутствием научного модуля.
После этого Андрей Бабкин готовился к полету с Николаем Тихоновым (который тоже никогда не летал) в 2018 году. Они могли бы полететь, но авария с ракетой-носителем, выводившей впереди них «Союз МС-10» (Овчинин и Хейг успели катапультироваться), снова отбросила экипаж Бабкина-Тихонова назад, в 2019 год. Но случилась и еще одна «осечка» — в 2019 году пришлось пустить вперед экипаж с космонавтом из ОАЭ. Летали более опытный космонавт Олег Скрипочка и новички Джессика Меир и Хаззаа Аль-Мансури. Отправлять в космос экипаж, состоящий только из новичков, было рискованно.
Наступил 2020 год, готовился полет Бабкина-Тихонова на «Союзе МС-16». Кстати, это были ежедневные изнурительные тренировки, повторение знаний о своих и изучение бортовых систем американских космических аппаратов, отработка выходов в открытый космос в российских и американских скафандрах, работа с манипулятором…
«И представьте себе, — рассказывал мне тогда Андрей Бабкин, — до нашего вылета на Байконур оставалось чуть больше месяца, когда мой напарник Николай во время обычной прогулки в парке повредил глаз веткой… Поскольку наш экипаж был слаженным, нас сняли сразу двоих. Американец Крис Кэссиди (он должен был лететь с нами) тогда летел с нашими дублерами Анатолием Иванишиным и Иваном Вагнером».
Кто помнит документальный фильм про Аполлон-13, там есть сцена, где замененный член экипажа (это был Томас Маттингли, который все-таки успел слетать на Луну, но уже на Аполлоне-16) приехал на космодром и наблюдал со стороны, как не так давно стартовала его ракета… Вот так Бабкин смотрел, как от него улетает «Союз», все еще надеясь, что, как и Томасу Маттингли, удача ему еще улыбнется.
Тут нужно сделать небольшую ремарку о «везении». Как-то в последнее время стало нормой относиться к судьбе космонавтов с пренебрежением. Объективно здоровые космонавты, подтверждающие это всевозможными справками, независимыми медицинскими обследованиями, пытаются, как это было, например, с Федором Юрчихиным, оспорить свои «болезни», но Госкоммед, как правило, неумолим. То же самое проделывали с Федором Юрчихиным, по данным «Российской газеты», с Александром Самокутяевым и Сергеем Ревиным… Сейчас, похоже, пошла мода отбраковывать не только тех, кто летал, но и тех, кто не летал ни разу. Давайте на минуту отвлечемся от душевных переживаний, которые наверняка испытывает 50-летний «новичок», наблюдая, как его опережают те, кто пришел в отряд космонавтов после него… Хочу обратить внимание, что подготовка человека к поступлению в отряд, а затем и к полету в космос — весьма затратное удовольствие, которое, по некоторым оценкам, обходится государству в общей сложности более чем в миллиард рублей. У наших американских партнеров цифры схожие, но есть небольшая разница: они не разбрасываются своим дорогим ресурсом — астронавтами. Андрей Бабкин в письме Владимиру Путину приводит такую статистику: с 2003 по 2018 год в США было подготовлено к полету 45 астронавтов, и все они отправились в космос, тогда как в России за это же время из 32 удалось осуществить свою мечту лишь 23 космонавтам, то есть чуть более 70 процентов. Так о чем это я? Ах да — об удаче. Или все же речь идет о крупном хищении государственных средств?
Продолжим описание долгого путешествия Андрея Бабкина в космос. Когда наступил 2021 год, его попросили освободить место для актрисы и режиссера художественного фильма «Вызов».
«Сложилась информационная аномалия, — сообщает Бабкин в письме президенту страны, — когда профессионалу приходится бороться, чтобы доказать свое право на космос, а экспериментальный кинопроект легко предлагает людям добраться туда в рекордные сроки. («Не обязательно тратить годы жизни, чтобы подготовить космонавта, — заявляет режиссер в одном из рекламных роликов, — можно сделать это за 4 месяца»). Кстати, они заявили, что ни один из космонавтов в результате съемок фильма «не пострадал», что я не готовился и не должен был лететь. Так вот, я готовился и должен был лететь!»
С наступлением 2022 года у Бабкина вновь забрезжила надежда на полет: он в очередной раз, уже в который раз, прошел врачебно-экспертную комиссию, усиленно готовился к полету, был выдвинут в состав экипажа, как вдруг, буквально через несколько месяцев после положительного заключения, последовал совершенно неожиданный отказ. КТ показало, внимание: «незначительные признаки пристеночного утолщения слизистой оболочки левой клиновидной пазухи», или носовой перегородки по средней линии.
Андрей Бабкин осваивает печать живых тканей на 3D-биопринтере перед полетом на корабле «Союз МС-16». Фото: Роскосмос 60 ~p>В 2021 году члены Государственной медицинской комиссии рекомендовали Бабкину провести операцию (двустороннюю полисинозутомию — эндоскопическую операцию по уменьшению объема слизистой оболочки.)
Это было сделано с положительным эффектом, и в начале 2023 года получены заключения от нескольких ведущих клиник, среди которых ФМБА, МОНИКИ, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, ЦКБ ГА и Центравиамед об отсутствии ограничений по нагрузкам и противопоказаний к профессиональной деятельности. Заключения подписаны членами-корреспондентами РАН, профессорами, кандидатами медицинских наук, врачами высшей категории.
Но, увы, Главная медицинская комиссия не сочла их доводы полезными и справедливыми. Космонавта снова забраковали из-за невозможности прогнозировать стабильность его состояния на несколько лет вперед. Существование современных лекарственных препаратов, которые могли бы гарантировать любую продолжительность полета при самом неблагоприятном прогнозе (такой подход используют и другие космические агентства), во внимание не принималось?
Вместо этого, как следует из письма, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина подписал приказ о лишении Бабкина статуса «космонавта-испытателя».
Официальной информации по этому поводу Центр МК не предоставил, подтвердив лишь устно, что Андрей Бабкин больше не числится в отряде космонавтов. И вообще, как советовали в Центре: «Сначала свяжитесь с Роскосмосом, который и примет окончательное решение». Как и ожидалось, Роскосмос ответил мне: «Обратитесь с этим вопросом в Центр подготовки космонавтов»….
Комментарий космонавта-испытателя, действительного члена Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Сергея Жукова:
— Я давно знаю Андрея Бабкина, и только с хорошей стороны. Если он не отказался от борьбы за полет, это делает ему честь. Я считаю, что такие разногласия между врачами, которые осматривают космонавта, не такая уж редкость, и чаша весов не всегда склоняется в сторону отказа. Меня допустили в отряд только после третьего ГМК — были замечания, которые я исправил. Правда, в 2011 году я сам ушел из отряда, посвятив все свое время кластеру космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково». Задача была заложить основы частной космонавтики в России. У космонавта Виктора Михайловича Афанасьева была похожая на ситуацию Бабкина история. По-моему, у врачей были сомнения перед каждым его полетом. Но в итоге он исправил все замечания и полетел. Он совершил четыре успешных полета в космос! Один из врачей рассказал мне, что еще во время первичного отбора Афанасьев увязался за врачами, которые были в воинской части и не выбрали его, полетел с ними в Москву и к концу полета убедил врачей в существовании алгоритма, по которому он проведет дополнительное обследование. В общем, как видим, сила намерения решает многое.
Космос был так близко. Подготовка А. Бабкина к запуску на корабле «Союз-МС-16». Фото: Роскосмос
В заключение своего письма президенту Андрей Бабкин пишет: «В «Положение о космонавтах» (утверждено Правительством Российской Федерации в 2017 году) необходимо включить пункт об ответственности должностных лиц за нарушение прав космонавтов и контроле Роскосмоса за недопустимостью таких проявлений. Это граничит с растратой значительных финансовых средств, затраченных на многолетнюю подготовку космонавтов.»
Мы надеемся, что там, «наверху», космонавта услышат и, разобравшись со сложной медицинской дилеммой, помогут реализовать его законное право на профессиональную деятельность.

