Эксперт оценил новые способы снижения цен на авиабилеты
Ситуация на авиарынке страны продолжает ухудшаться. Глава Минтранса Роман Старовойт заявил, что стоимость авиабилетов в России в первом полугодии выросла почти на 20%. При этом отраслевые эксперты подчеркивают, что заполняемость кресел в самолетах беспрецедентна в истории, и вскоре спрос может превысить возможности авиакомпаний: билетов станет меньше, а те, что останутся, подорожают. Пытаясь минимизировать возможные последствия нехватки транспортных мощностей, Минтранс разрабатывает вспомогательные механизмы: мокрый лизинг, каботажные авиаперевозки и овербукинг. Что это такое и помогут ли эти схемы сдержать рост цен на билеты? Об этом «МК» рассказал главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров.
— «Мокрый лизинг» позволяет арендовать самолет сразу с экипажем, страховкой и даже определенным набором технического обеспечения. Это своего рода услуга «под ключ». Мокрый лизинг разрешен только в пределах Российской Федерации. То есть одна отечественная авиакомпания может арендовать самолет только у другой отечественной авиакомпании. Допустим, наступил высокий туристический сезон, и компания понимает, что у нее не хватает мощностей на определенных маршрутах. В этом случае она может арендовать самолет в обычную аренду. Но для этого ей придется найти самолет подходящего класса и вместимости, обучить своих пилотов, если у них нет необходимой квалификации, и так далее. Пока компания будет со всем этим разбираться, сезон уже закончится. Мокрый лизинг — это самолет с сертификатом летной годности, обученным экипажем и системой страхования. Авиалайнер арендуется на несколько месяцев, и летает под флагом лизингополучателя.
-Да, но если оценить, сколько компании придется потратить на обучение летного состава, подготовку инженерных специалистов, страхование, то становится очевидным, что мокрый лизинг выгоднее.
— Бывает. Допустим, перевозчик летом летает на Боингах, и все хорошо. А зимой на ряде маршрутов пассажиропоток падает, и перевозчику приходится летать на полупустых самолетах. Это убыток. В то же время у другой российской компании есть, например, Суперджет, который в два раза меньше, а значит, он будет летать с полной загрузкой. Мокрый лизинг — прекрасный механизм, и он широко используется за рубежом. С 1 сентября этого года в России также законодательно разрешено использование механизма «мокрого» лизинга.
-Наши авиакомпании, наверное, не в восторге от такого предложения, потому что иностранные конкуренты отберут часть внутреннего рынка. Но все равно надо понимать, что иностранные компании могут осуществлять такие перевозки только с разрешения Росавиации. Их рейсы будут учитывать интересы отечественных перевозчиков в первую очередь.
Каботаж — это перевозка пассажиров и грузов внутри одной страны, осуществляемая иностранными авиакомпаниями. Термин «каботаж» происходит от латинского слова «cabotage», что означает «каботажное судоходство». В контексте авиации каботаж — это внутренние перевозки, которые выполняются не национальной авиакомпанией, а авиакомпанией другой страны.
-Что касается иностранных перевозчиков, то их допуск на наш рынок осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений. Допустим, турецкая авиакомпания говорит: я хочу лететь в Самару или Казань. Росавиация рассмотрит эту заявку, и если она не противоречит российским интересам, то даст разрешение. Если будут обнаружены противоречия с логикой межправительственного соглашения, то полеты не будут разрешены. Если вердикт будет положительным, то, например, турецкая компания начнет летать в ту же Самару, а российская, скажем, в Анталью, поскольку межправительственное соглашение предполагает равные условия на рынках двух стран.
-Этот механизм эффективно используют иностранные компании во многих странах. При этом законы об овербукинге прописывают определенные правила ответственности для авиакомпаний. То есть они не могут просто отказать в перевозке пассажиру, если вдруг на рейс прибудет больше пассажиров. В таком случае компания, например, пересадит путешественников в салон более высокого класса или предложит вылететь через пару часов следующим рейсом с небольшой финансовой компенсацией. В результате перевозчики не будут отправлять на маршруты пустые самолеты (вдруг кто-то опоздает на рейс, заболеет или передумает), а пассажиры в итоге не останутся в проигрыше.