Вершину назвали «аномалией»
Исследователи утверждают, что Эверест переживает скачок роста. Речная эрозия подтолкнула гору вверх, и за последние 89 000 лет она поднялась еще на 15–50 метров.
Фото: unsplash.com
Восхождение на Эверест всегда было подвигом, но эта задача, похоже, становится все сложнее: исследователи говорят, что Эверест переживает своего рода скачок роста, сообщает The Guardian.
Гималаи образовались около 50 миллионов лет назад, когда Индийский субконтинент врезался в Евразийскую тектоническую плиту, хотя недавние исследования показали, что края этих плит были очень высокими еще до столкновения.
По мере продолжения этого процесса горный хребет продолжает расти, хотя оползни и другие события также вызывают потерю горных пород.
Но теперь эксперты говорят, что Эверест, который в настоящее время достигает высоты 8849 м (29 032 фута), испытывает дополнительный подъем в результате эрозии, вызванной близлежащими реки.
Команда утверждает, что этот процесс привел к тому, что Эверест поднялся еще на 15–50 метров (50–166 футов) за последние 89 000 лет, и этот подъем продолжается по сей день.
«Наше исследование показывает, что даже самая высокая вершина мира подвержена постоянным геологическим процессам, которые могут заметно повлиять на ее высоту в течение относительно коротких геологических периодов времени», — сказал соавтор исследования профессор Цзингэнь Дай из Китайского университета наук о земле в Пекине.стр> <стр>Профессор Дай отмечает, что Эверест — это своего рода аномалия, поскольку его вершина примерно на 250 метров выше, чем у других самых высоких гор в Гималаях. Кроме того, данные показывают расхождение между долгосрочными и краткосрочными скоростями подъема Эвереста.
«Это подняло вопрос о том, существует ли скрытый механизм, который делает аномальную высоту Эвереста еще выше», — отмечает Дай.
В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, Дай и его коллеги сообщают о том, как они создали компьютерные модели для изучения эволюции речных сетей в Гималаях.
Результаты их исследований показывают, что около 89 000 лет назад верховья реки Арун, которая протекает к северу от Эвереста и текла на восток через Тибетское нагорье, слились с ее нижним течением в результате эрозии последнего в северном направлении. В результате вся длина реки Арун стала частью системы реки Коси.
Исследователи предполагают, что изменение маршрута в результате этого «захвата реки» привело к усилению речной эрозии в районе Эвереста, что привело к образованию ущелья реки Арун.
«В то время через реку Арун протекало огромное количество дополнительной воды, и это переносило больше осадка, размывало больше коренной породы и углубляло дно долины», — сказал доктор Мэтью Фокс, соавтор исследования из Лондонского университетского колледжа.
Исследователи говорят, что потеря веса земной коры по мере удаления этого материала привела к подъему окружающей земли, процесс, известный как изостатический отскок.
Группа подсчитала, что этот процесс приводит к подъему Эвереста примерно на 0,16–0,53 мм в год, а его соседи Лхоцзе и Макалу, четвертая и пятая по высоте вершины в мире соответственно, испытывают схожий подъем.
«Этот эффект не будет продолжаться бесконечно», — говорит профессор Дай. «Процесс будет продолжаться до тех пор, пока речная система не достигнет нового состояния равновесия».
Профессор Майкл Аттал из Эдинбургского университета, не принимавший участия в работе, сказал, что, хотя захват рек был хорошо известным явлением, он был относительно редким.
«Уникальность этого исследования в том, что оно показывает, что эрозия в результате захвата рек может привести к столь резкому изменению поверхности земли, при этом площадь размером с Большой Лондон увеличивается на десятки метров за десятки тысяч лет, что происходит очень быстро», — сказал он.
Однако Аттал отмечает, что этот скачок лишь отчасти объясняет необычную высоту самых высоких пиков Гималаев. Действительно, Фокс отметила, что другие механизмы, такие как тектонические напряжения, связанные с циклами землетрясений и потерей горных ледников, также могут вызывать подъем.
Доктор Элизабет Дингл из Даремского университета заявила, что результаты могут иметь значение и за пределами Эвереста.
«Известно, что в Гималаях происходили и другие захваты рек», — сказала она, — «поэтому было бы интересно посмотреть, сохраняются ли подобные эффекты в других местах или в других тектонически активных горных хребтах в более широком смысле».