«Все, что связано с транспортом, подорожает»
С 1 октября ставки утилизационного сбора на новые импортные автомобили — легковые, грузовые и коммерческие — повышены на 70–85%. Это очень много. По мнению экспертов, проблемы может создать не столько сама мера, сколько заложенные в нее параметры. Основных долгосрочных рисков на самом деле два: во-первых, резко снизится доступность для россиян продукции «дружественного» китайского автопрома; во-вторых, инфляция, с которой давно борются денежные власти, будет подстегнута дополнительным мощным фактором.
С 1 октября пошлина на новые иномарки с двигателями объемом 1-2 литра вырастет с 300,6 тыс. до 556 тыс. рублей; с двигателями объемом два и три литра — до 1,6-2,3 млн рублей, то есть сразу в полтора раза, в зависимости от точного объема в кубических сантиметрах. Утилизационный сбор будет ежегодно увеличиваться до 2030 года. Например, через шесть лет пошлина станет фактически запретительной для самого массового сегмента рынка — автомобилей с двигателями объемом 1-2 литра. При ввозе в страну иномарки вам придется заплатить 1,12 млн рублей, помимо прочих таможенных платежей.
Напомним, что утилизационный сбор был впервые введен в 2009 году — как инструмент защиты отечественных автопроизводителей от импорта подержанных иномарок. Он периодически пересматривался, но час X для рынка настал в августе 2023 года, когда российские автозаводы пролоббировали многократное увеличение «утильного» сбора за счет ежегодной индексации, жалуясь на безудержную экспансию китайских автоконцернов в РФ. Сегодня в их заявлении говорится, что мера «станет существенным стимулом для иностранных брендов инвестировать в производственные проекты в нашей стране, локализовать своих поставщиков…» Между тем, как показывает жизнь, иностранный (читай — китайский) бизнес не заинтересован в локализации, скорее он склонен просто повышать цены на свою продукцию для россиян.
«Повышение утилизационного сбора на импортные автомобили подстегнет интерес потребителей к новым отечественным автомобилям и к иномаркам «с рук», которые уже не нужно ввозить в страну, — считает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. — Заодно это воодушевит челноков и перекупщиков. Высокий сбор чреват ростом цен на иномарки — это риск номер один. В то же время отсутствие альтернативы в виде доступных новых автомобилей позволит российским производителям также поднять цены».
По словам руководителя отдела клиентской поддержки и продаж компании «Альфа-Форекс» Александра Шнейдермана, эффект от повышения пошлины распространится не только на частных автовладельцев. Компании, закупающие автомобили для производственных нужд, столкнутся с единовременным ростом цен и ростом себестоимости продукции. Значимость этого фактора возрастет с учетом роста стоимости моторного топлива на АЗС.
«Кроме того, — продолжает эксперт, — логистические услуги подорожают в среднем на 10–20%, а расходы для аграриев возрастут на 10–30% (в зависимости от износа техники). Возможен кратковременный дефицит спецтехники для предприятий и коммунальных предприятий, который они попытаются покрыть продукцией отечественных предприятий или дружественных стран, в частности, Беларуси».
Еще одно возможное последствие: россияне потеряют интерес к автокредитам, которые были одним из драйверов экономики в последние год-два. Помня переломный момент 1 октября 2024 года, люди максимально активно брали кредиты и покупали машины заранее, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Но сейчас, в условиях неизбежного роста цен на автомобили — как импортные, так и российские — потребительский спрос, безусловно, упадет. Это станет дополнительным фактором замедления экономики. Понятно, что у правительства свои задачи: в первую очередь оно хочет увеличить доходы бюджета примерно на 400 млрд рублей в год и дать импульс развитию отечественного автопрома, заставив иностранцев локализовать производство в РФ. Понятно, что пострадают вместе со всеми и китайцы: им тоже придется платить утилизационный сбор по новым ставкам и, соответственно, повышать цены. Ну а отечественный автопарк будет стареть и существовать в основном за счет вторичного рынка. стр> <стр>«Повышение утилизационного сбора на такой важный потребительский товар, как автомобили, ускорит инфляцию. Это самый очевидный макроэкономический эффект», — считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. «Ведь все товары и услуги, связанные с транспортом, перевозками (такси, каршеринг), деятельностью малого бизнеса в этой сфере, станут дороже. Инфляция имеет давнюю и устойчивую тенденцию к росту, и мы создаем дополнительный инфляционный фактор, причем очень мощный. И самое страшное, что ставки утилизационного сбора выросли на 70–85%: такой радикальный шаг подает плохой пример другим производителям — в промышленности, в сельском хозяйстве. Возникает соблазн сразу повысить цену на любой товар на десятки процентов, а не растягивать процесс во времени». стр>