Доходы московских люксовых отелей выросли благодаря богатым гостям из Китая и стран Ближнего Востока
Московские люксовые отельеры, похоже, успешно адаптировались к новым условиям ведения бизнеса. По итогам первых восьми месяцев этого года доходность дорогих номеров выросла на 80% в годовом исчислении. Доходность увеличилась во многом благодаря богатым туристам из Китая и стран Ближнего Востока. В результате многие «пятизвездочные» московские гостиницы успешно освоили стандарты, ориентированные на мусульман и Китай.
По данным Hotel Advisors, в январе-августе 2024 года средняя стоимость размещения в отелях класса люкс в Москве выросла на 28% в годовом исчислении — до 30 700 руб. в сутки, а средняя доходность номера увеличилась на 80% — до 19 600 руб. Примечательный факт: самый дорогой сектор гостиничного бизнеса показал и самую высокую динамику. Для сравнения, за тот же период средний ценовой сегмент в столице вырос по доходам всего на 40% — до 5 000 руб.
Как пояснил «МК» старший аналитик отдела маркетинговых исследований CORE.XP Евгений Томилов, рост выручки московских люксовых отелей обусловлен в первую очередь ростом заполняемости и среднего тарифа. Согласно заявлению мэра столицы Сергея Собянина, за первое полугодие 2024 года Москву посетили 12,2 млн туристов, что на 6% превышает результат допандемийного января-июня 2019 года. Только по итогам летнего сезона 2024 года город принял 7,4 млн туристов. Из них 10% — иностранные гости.
Иностранный турпоток увеличился, в первую очередь за счет путешественников из Китая. По словам Томилова, это связано со снятием ограничений на международные поездки, снижением напряженности вокруг пандемии коронавируса, а также поворотом на Восток в российской политике, культуре и бизнесе. Так, по данным Пограничной службы ФСБ России, в январе-июне РФ посетили около 302 тыс. граждан КНР, или 52% от всех въехавших с туристическими целями. Причем их число выросло более чем в 9 раз по сравнению с первым полугодием 2023 года. Большая часть китайских гостей направлялась в Москву.
Также увеличился туристический поток из стран Средней Азии и Ближнего Востока. Неслучайно некоторые отельеры уже решили переориентировать свои гостиничные услуги на туристов из этих стран и стремятся соответствовать стандартам Muslim-friendly, China-friendly и Halal.
Кроме того, увеличилось и количество соотечественников, приезжающих в Москву отдохнуть. Чаще всего в столицу приезжают жители Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Ростовской и Тульской областей. Эта тенденция также положительно отразилась на операционных показателях в других секторах гостиничного рынка Москвы.
Как отметила Екатерина Ногай, руководитель отдела исследований и аналитики IBC Real Estate, несмотря на существенный рост цен на гостиницы из-за роста операционных расходов, люксовые отели находят своих гостей, а заполняемость отелей повышенной комфортности увеличивается. По итогам 8 месяцев 2024 года заполняемость столичных люксовых отелей достигла 64%, превысив показатель за аналогичный период прошлого года на 18 п.п. и опередив темпы роста более бюджетных категорий.
В ответ на интерес к высокому уровню гостиничного сервиса на столичный рынок выходят новые премиальные гостиничные сети, а известные гостиничные операторы запускают новые бренды высокого сегмента.
По мнению отраслевых экспертов, перспективы развития сектора люксовых отелей будут зависеть от роста потока как иностранного, так и внутреннего туризма. По прогнозу Томилова, в 2024 году поток иностранных туристов в Россию может увеличиться более чем вдвое по сравнению с результатом 2023 года (тогда показатель был на уровне 671 тыс. человек) и составить около 1,5 млн человек. При этом более 50% иностранного турпотока придется на Москву.