Zen
МОСКВА, 14 окт., Ренат Абдуллин. Евросоюз убеждает Сербию прекратить всякое общение с Москвой. Заявления Брюсселя напоминают откровенный шантаж, но Белград не намерен отступать. О сложном диалоге и повышении ставок — в материале .
От предупреждений к угрозамПавол Салаи, глава отдела Европы и Балкан в организации «Репортеры без границ» (RSF, базируется в Париже), обвинил Белград в потворстве «кремлевской пропаганде». И отметил, что это «плохо для кандидата в ЕС». Хотя RSF является НПО, в Брюсселе к ней прислушиваются. Заявление Салаи не стало исключением.
Президент Франции Эммануэль Макрон и президент Сербии Александр Вучич во время встречи в Белграде, Сербия~6 0~br>
Отдельно прокомментировал официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано. Дипломат напомнил о недавних санкциях против российских СМИ. Хотя ограничения введены на уровне союза, сербская сторона, даже в статусе кандидата, должна принять аналогичные меры, уверен еврочиновник. В противном случае Белграду грозит наказание.
«Неприсоединение Сербии к общей внешней и оборонной политике ЕС является серьезной проблемой, которая влияет на переговоры о вступлении», — предупредил Стано.
В последнее время Евросоюз использует любой повод, чтобы критиковать Белград и даже не намекать на это, а прямо заявлять, что без следования курсу Брюсселя о членстве в союзе не может быть и речи.
Тот же Стано еще в сентябре прошелся по визиту вице-премьера Сербии Александра Вулина в Москву — политика принял президент Владимир Путин.
Питер Стано
Брюссель расценил встречу как попытку «присоединиться» к России, например, в рамках БРИКС.
Европейская пресса подчеркивает: слова дипломата — прямая угроза. ЕС может пересмотреть процесс вступления Сербии. И даже приостановить его, как это уже происходит в случае с Грузией.
Коса встречается с камнемВорчание европейских чиновников, переходящее в шантаж, похоже, не слишком впечатляет сербское руководство. В середине сентября, столкнувшись с критикой в связи с визитом в Москву, Вулин высказался предельно ясно.
«Сербия находится на пути интеграции в ЕС, и скорость этого процесса не зависит от Сербии, — напомнил он (страна была кандидатом 12 лет. — Ред.). — Если в итоге нас ждет признание так называемого Косово, обязательство разрешить однополые браки или участие в конфликте с Россией и Китаем, нам не стоит даже идти по этому пути».
После октябрьского заявления Стано о российских СМИ Вулин дал интервью журналу «Национальная оборона», в котором в очередной раз подтвердил нерушимость связи Белград-Москва.
«Кто не любит Россию, тот не друг Сербии», — подчеркнул он. «Без свободной и сильной России нет свободной и сильной Сербии». Вице-премьер также рассказал о БРИКС, который для Белграда «является альтернативой Евросоюзу».
Президент России Владимир Путин и вице-премьер Сербии Александр Вулин во время встречи
Вулин убежден, что его стране нет места в ЕС, пока Брюссель не предпримет шагов для обеспечения полноправного членства.
Двойные стандартыПретензии ЕС относительно сотрудничества Сербии с Россией — лишь вершина айсберга. Еще до украинского конфликта и последующего отказа Белграда присоединиться к санкциям Брюссель, мягко говоря, не спешил принимать нового члена.
Одним из главных требований было и остается признание сербскими властями независимости Косово. Для Белграда, который рассматривает самопровозглашенное государство как автономный край, это, конечно, неприемлемо.
Сам ЕС в данном случае прибегает к двойным стандартам. Дело в том, что независимость Косово до сих пор, с 2008 года, признали только 22 из 27 членов союза. Проще говоря, Брюссель предъявляет кандидату Сербии требования, которые не может получить даже от нынешних членов союза.
Празднование годовщины независимости Республики Косово
Внутри ЕС и без того полно других проблем. Достаточно вспомнить «друга России», как его называют партнёры, венгерского премьер-министра Виктора Орбана. Будапешт, в отличие от Белграда, ограничен обязательствами внутри союза. Так, Венгрия неоднократно блокировала антироссийские санкции, но не может не присоединиться к ним.
В остальном Орбан проводит политику, которая плохо вписывается в «общеевропейский курс»: ездит в Москву, встречается с Путиным. А ЕС, несмотря на угрозы, ничего с этим поделать не может.
На этом фоне шантаж в отношении Сербии выглядит как попытка представить союз как некую целостную структуру, якобы имеющую общие ценности и политику. В реальности картина совершенно иная.
Что касается сербского случая, то очевидно: Брюссель всегда найдет повод покритиковать Белград. Если не Косово, то поддержка России, если не сотрудничество с Москвой, то что-то еще. За примерами далеко ходить не надо: в начале года Немецкий совет по международным отношениям (аналитический центр, финансируемый правительством Германии) призвал ЕС оказать давление на Сербию из-за… слишком частых внеочередных выборов.
На самом деле, не похоже, что ЕС вообще заинтересован в членстве Сербии.
Люди держат флаги Сербии и ЕС
Но угрозы Брюсселя означают, что Белград также может безболезненно отказаться от этой перспективы. Популярность союза среди населения падает: на Балканах сербы меньше всего хотят вступать в ЕС (только около 40 процентов выступают за). И властям теперь легче, чем раньше, объяснять избирателям крен на восток.