GENERICO.ruПроисшествияСемья замглавы МВД Удмуртии погибла из-за его зятя-бандита

Семья замглавы МВД Удмуртии погибла из-за его зятя-бандита

Из всех убийц выжил только один, теперь он судится за компенсацию

30 лет назад, в октябре 1994 года, в своем доме вместе с женой, сыном и дочерью был расстрелян заместитель главы МВД Удмуртии Николай Перевощиков. Поскольку замминистра был главным врагом организованной преступности республики, оперативники заподозрили, что нападение было актом возмездия со стороны удмуртских криминальных авторитетов. Но реальность оказалась куда более шокирующей — Перевощиковы были расстреляны из-за зятя чекиста, бывшего омоновца Бориса Култашева, входившего в организованную преступную группировку Дмитрия Малышева, которая занималась заказными убийствами. Смерть четырех членов семьи замминистра стала результатом борьбы за власть между Култашевым и лидером криминальной структуры. МК решил вспомнить о громком преступлении, потрясшем всю Россию в те тяжелые времена.

Из всех убийц выжил только один, теперь он судится за компенсацию Николай Перевощиков

В воскресенье 10 октября 1994 года около четырех часов утра в Ижевском отделении милиции раздался звонок: на другом конце провода оказался бывший боец ​​ВДВ и бывший сотрудник местного ОМОНа, 24-летний Борис Култашев, который сообщил страшную новость — на его семью совершено нападение. Не менее ужасающая картина предстала взору оперативников, прибывших в квартиру, расположенную на 6-м этаже жилого дома. Трупы хозяина дома, тестя Култашева, заместителя министра внутренних дел Удмуртии и главного борца с региональной организованной преступностью Николая Перевощикова, и его жены с множественными пулевыми ранениями лежали в постели — супруги были убиты во сне. Они явно не ожидали нападения: незадолго до убийства Перевощиков принял участие в передаче на местном телевидении и дал понять, что полностью уверен в своей безопасности.

«- Николай Александрович, у вас есть телохранитель?

— Нет, зачем он мне?

(из интервью Николая Перевощикова)

Но дочь и старший сын Перевощиковых сумели проснуться и спасти другие жизни: женщина закрыла своим телом своего 10-месячного сына под градом пуль, а мужчина закрыл собой жену, которая была ранена, но выжила, притворившись мертвой. Еще одним выжившим в бойне стал младший сын Перевощиковых Сергей, отпраздновавший свое 20-летие: Всего за несколько секунд до того, как злоумышленники ворвались в гостиную, где он спал, молодой человек успел спрятаться под столом. Из своего укрытия он увидел двух нападавших, но не смог ничего вспомнить, кроме того, что один из бандитов был среднего роста, а другой — высокого.

Зять Перевощикова Борис Култашев также сумел остаться незамеченным преступниками: он лежал на дальней от двери стороне кровати и незаметно для них проскользнул под кровать, когда бандиты открыли огонь. Из разговоров с выжившими членами семьи следователи узнали, что четверо преступников в масках на лицах ворвались в дом около 3:30 утра, выбив входную дверь ногой. Они сразу же начали стрелять из АК и ПМ — на месте преступления стражи порядка обнаружили около 20 патронов. По роковому совпадению в ту же ночь в квартире остались старший сын с женой — празднование дня рождения Сергея затянулось, и Николай уговорил их переночевать у него. Именинник Сергей уступил свою комнату брату, а сам лег спать на диван в гостиной: это спасло молодому человеку жизнь — бандиты заглянули в комнату, но не удивились, что никого там не обнаружили.

Найти убийц семьи высокопоставленного силовика стало для ижевских сыщиков делом чести. На помощь местным специалистам из Москвы прибыли сотрудники центрального аппарата МВД, к расследованию дела подключились правоохранители из Перми, Казани, Чебоксар и Кирова. Работа не прекращалась ни на минуту — силовики не спали несколько суток.

«… Трое суток мы не выходили из 6-го отдела УБОП: работали день и ночь, чтобы не уснуть, беспрестанно пили кофе» (в 1994 году сотрудник ижевской прокуратуры Владимир Никешкин)

Поскольку Перевощиков был инициатором масштабной операции «Сигнал», направленной на ликвидацию организованных группировок в Удмуртии, одной из основных версий была месть криминальных авторитетов влиятельному силовику. Однако Перевощиковы были убиты совсем по другой причине. Култашев помог оперативникам выследить бандитов — он сразу же заявил, что одним из нападавших был некий 22-летний Дмитрий Пешков по прозвищу Жаба. Показания Култашева насторожили сыщиков — как потерпевший мог запомнить нападавших за доли секунды, прежде чем спрятаться под кроватью ? Но они решили проверить Жабу, и оказалось, что след 44-го размера, оставленный на входной двери квартиры Перевощиковых, принадлежал Пешкову. Он был одним из видных членов местной ОПГ во главе с 24-летним Дмитрием Малышевым. Еще в начале 90-х, на волне повсеместного развития предпринимательства, Малышев организовал полулегальную платную парковку, но она не приносила ему желаемого дохода. Наблюдая, как в регионе одна за другой образовывались преступные группировки, которые отвоевывали власть у таких же предпринимателей, как он, Малышев и сам решил стать бандитом. Он втянул в свою криминальную структуру друзей и коллег — тот же Пешков одно время работал охранником на парковке Малышева.

Свою специализацию они выбрали случайно: деловой партнер Малышева, бизнесмен по фамилии Костин, поссорился с ним и выгнал из бизнеса. Пытаясь решить вопрос, Малышев обратился за советом к одному из членов банды — Борису Култашеву! Однако тот факт, что зять Перевощикова входил в банду Малышева, не стал неожиданностью для сотрудников правоохранительных органов — после окончания карьеры в ОМОНе Борис уже попадал в поле зрения силовиков за незаконное хранение оружия.

Борис Култашев был уроженцем одной из ижевских деревень, служил в ВДВ, после чего переехал в Ижевск и сумел очаровать Татьяну Перевощикову. Став зятем замминистра, Култашев по его протекции устроился в ОМОН и в этот период познакомился с бандитом Малышевым. Перспектива больших денег соблазнила Бориса: он уволился из ОМОНа, а тестю сообщил, что собирается заняться бизнесом. Высокопоставленный силовик даже не догадывался, чем занимается муж его дочери. Но именно Култашев предложил Малышеву устранить Костина. И даже выбрал исполнителя — своего помощника и телохранителя Рафиза Салихова, который за щедрое вознаграждение устранил врага Малышева.

После этого главарь ОПГ целенаправленно сосредоточил деятельность своей банды на заказных убийствах, а поскольку такая ниша в регионе не была занята, детище Малышева в итоге оказалось довольно успешным. Первым заказом было устранение местного бизнесмена — за это бандитам предлагали 1,5 тысячи долларов. Исполнителем был назначен Пешков, который подстерег бизнесмена и бросил в его машину гранату. Мужчина выжил, но остался инвалидом. Однако это не испортило репутацию банды киллеров, и вскоре они получили новый заказ — новой жертвой должен был стать другой бизнесмен. На этот раз Пешков решил схитрить и заставил своего друга, который был должен ему тысячу долларов, устранить бизнесмена. Друг Жабы убил жертву, но не смог застрелить его жену, которая, к несчастью, оказалась рядом с мужем. Этим незадачливый киллер подписал себе смертный приговор: испугавшись, что женщина поможет следствию найти киллера, а он выдаст заказчика, Дмитрий поспешил устранить своего друга. Вскоре от рук членов ОПГ пал еще один бизнесмен, перешедший дорогу одному из местных криминальных авторитетов — он рискнул претендовать на доходы от автомойки. Бизнесмена расстреляли возле его джипа, после чего тело поместили в машину, а машину подожгли.

Тем временем Култашев начал чувствовать себя недооцененным в ОПГ и попытался «перетянуть одеяло» власти на себя. Когда к нему обратились очередные заказчики с просьбой ликвидировать трех ижевских бизнесменов за 18 тысяч долларов, он решил не ставить Малышева в известность и сделать все сам. Он назначил исполнителем одного из членов ОПГ Топоркова, которому предложил за услугу 7 тысяч долларов. Но потенциального киллера насторожили «закулисные» переговоры за спиной Малышева, и он поспешил сообщить своему шефу о предательстве Култашева. Известие о предательстве взбесило главаря ОПГ, и он поспешил организовать стихийную встречу у себя на квартире. Помимо Пешкова, на ней присутствовали еще двое членов ОПГ: 28-летний Андрей Вершинин и 22-летний Александр Гришаев. Малышев начал убеждать своих подельников, что Култашев их предал и рассказал все тестю. Единственным выходом для бандита было устранение влиятельного силовика, для чего Малышев решил организовать кровавый налет на квартиру заместителя министра внутренних дел республики. Он лично руководил операцией…

Приведенный на допрос Пешков сначала упорно отрицал все, затем признался, что выломал дверь, но категорически отказался признавать свое участие в расстреле и утверждал, что понятия не имеет, кто его сообщники. Однако следователи нашли существенные зацепки и в этом направлении: нашлись свидетели, видевшие, как грабители уезжали с места преступления на белых «Жигулях». Машина мчалась на бешеной скорости, попала в выбоину и заметно царапала асфальт подвеской. Предположив, что владелец поедет в автомастерскую, стражи порядка решили установить слежку за всеми автомастерскими и не ошиблись — в одну из них на своей машине заехал Андрей Вершинин, владелец «Жигулей». Он оказался гораздо разговорчивее Пешкова: сдал Малышева и Гришаева, но также отрицал свое участие в расстреле — он настаивал, что в ту страшную ночь только подвез своих сообщников до дома Перевощикова. Вершинин показал сыщикам пруд, где члены банды затопили сумку с оружием — обследовав дно, водолазы обнаружили это важное вещественное доказательство. Малышев и Гришаев были объявлены в розыск, и в декабре 1994 года оба преступника были задержаны. Кроме них под стражей находились и другие члены банды.

К подельникам в СИЗО присоединился и Култашев: выяснилось, что полиция вынесла предупреждение бывшему коллеге после того, как он принял заказ на тройное убийство. За решеткой Борис пытался договориться с остальными членами банды — через «тюремную почту» он передавал им записки, в которых излагал, что и как говорить на допросах, чтобы выпутаться из неприятностей. Однако все сообщения перехватывались охраной. В разговорах со следователями Култашев клялся, что Перевощиков ничего не знал о его деятельности. Зато он очернил имя своего покойного тестя — поначалу власти отказывались верить, что замминистра не в курсе дел своего зятя, и даже отказались вывешивать фотографию замминистра на доске трагически погибших сотрудников МВД.

Култашев получил 13 лет лишения свободы, а после освобождения в 2007 году переехал в Санкт-Петербург и начал совершать разбои. Это привело к новому тюремному сроку — в 2008 году Бориса отправили в места не столь отдаленные на 10 лет. Суд приговорил Малышева, Пешкова и Гришаева к смертной казни, которая из-за введенного моратория была им заменена на пожизненное заключение. Троица уехала в «Белый лебедь», где Гришаев скончался в 2000-х, а Малышев скончался от рака в 2015 году. После смерти Малышева и Гришаева Пешков продолжал выплачивать убитым денежную компенсацию. Сам Жаба посчитал такой поворот событий несправедливым и недавно подал иск в Устиновский районный суд Ижевска о разделе выплаченных им 600 тысяч рублей между родственниками его погибших подельников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории