Взрослые учатся быстрее, но и забывают
Вопреки распространенному мнению, дети не усваивают новые навыки лучше взрослых. Отмечено, что молодые люди учатся быстрее, но и забывают быстрее. В этом аспекте, по мнению ученых, дети имеют преимущество в качестве сна. Такой вывод сделан в ходе нового исследования, проведенного Копенгагенским университетом.
Существует мнение, что дети осваивают новые навыки быстрее взрослых, будь то катание на скейтборде, изучение языков или танцевальные движения из социальных сетей.
«В научно-популярной литературе и учебниках часто утверждается, что дети в возрасте от 8 лет и до полового созревания лучше усваивают новые навыки. Этот период называют «золотым веком для обучения двигательным навыкам», объясняет специалист Йеспер Лундбай-Дженсен.стр> <стр>Однако критики отмечают, что этот «золотой век» не имеет под собой никакой фактической физиологической основы. Исследователи решили изучить, как возрастные различия в центральной нервной системе влияют на развитие двигательных навыков. В эксперименте приняли участие 132 человека из четырех возрастных групп: 8–10, 12–14, 16–18 и 20–30 лет. Участники практиковались в перемещении курсора на экране компьютера, используя быстрые и точные движения пальцев.
«Результаты показывают, что подростки и молодые люди лучше подготовлены к быстрому приобретению новых навыков по сравнению с детьми, чьи улучшения были меньше и медленнее. Это касается краткосрочного обучения и двигательных навыков, которые были изучены в исследовании», — отмечает исследователь Миккель Маллинг Бек.
Он добавил, что исследование показало, что чем старше участники, тем более искусными они были на ранних этапах обучения. Он сказал, что это показывает, что они извлекли большую пользу из знакомства с задачами. Ученые предполагают, что когнитивное развитие и способность обрабатывать информацию играют важную роль — взрослые могут быть более искусными в получении инструкций и их применении.
Считается, что полностью развитая нервная система взрослых создает лучшие условия для обучения.
«После многих лет обучения взрослые могут стать более опытными учениками и более эффективно изучать новые вещи», объясняет Йеспер Лундбю-Дженсен.
Однако после окончания обучения динамика меняется. Согласно результатам, самые молодые участники улучшили свои навыки буквально за одну ночь, в то время как взрослые потеряли часть своих результатов.
«Это говорит о том, что дети лучше консолидируют память после тренировки»,— отмечает Бек.
Исследователи полагают, что сон играет важную роль в обучении и памяти у детей. Однако могут быть и другие факторы: дети старшего возраста и взрослые, как правило, меньше спят и имеют больше отвлекающих факторов в течение дня. Процессы консолидации памяти продолжаются в течение нескольких часов после занятия.
«Когда заканчивается урок математики, мозг продолжает работать над изученным материалом и укрепляет память. Сон помогает консолидировать информацию, но другие виды деятельности в последующие часы могут повлиять на процессы памяти», — Ландбай-Дженсен считает.
Хотя общие результаты обучения существенно не различаются между возрастными группами, исследование показывает, что обучение существенно меняется с возрастом, и что механизмы, лежащие в его основе, зависят от зрелости центральной нервной системы.
По словам ученых, результаты могут быть полезны в областях обучения и подготовки, основанных на навыках и движении, таких как спорт и музыка. Йеспер Ландбай-Дженсен подчеркивает, что эти результаты также актуальны и в других областях.
«Для тех, кто стремится улучшить свои навыки, жизненно важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый извлекал максимальную пользу из своего времени. Это также относится к людям, проходящим реабилитацию для восстановления функциональных возможностей. «Мы надеемся, что это новое понимание возрастных различий и процессов, происходящих после тренировок, вдохновит физиотерапевтов, эрготерапевтов и других специалистов при разработке протоколов тренировок», — заключает ученый.