Дзен
В сотрудничестве между онлайн-моделерами, нейробиологами и передовым искусственным интеллектом (ИИ) ученые Принстонского университета составили карту каждого из 139 255 нейронов и их 50 миллионов синаптических связей у плодовой мушки. Эти связи, или синапсы, между нейронами — это то место, где происходит самая важная работа мозга, и которые врачи должны наблюдать и понимать, чтобы лечить деменцию, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и другие заболевания мозга, заявили ученые в своей статье.
«Любой мозг, который мы действительно понимаем, может рассказать нам что-то о мозге других людей. С этой картой у нас есть потенциал для беспрецедентного, подробного и глубокого понимания», — сказал Себастьян Зон, профессор нейронауки и компьютерных наук Принстона.
Эксперты отметили, что мозг — один из бесконечно неизученных органов, и его современное лечение в основном сводится к симптоматическому облегчению, поскольку в большинстве случаев причина заболевания неясна. Именно поэтому открытие ученых Принстона столь значимо на пути к разработке индивидуального лечения для людей с заболеваниями мозга.
«То, как функционирует мозг, критически зависит от того, какие нейроны соединяются с другими нейронами и от прочности их связей. Полная схема мозга плодовой мушки — нейробиолога по имени Дрозофила — это то, о чем я мечтала с тех пор, как основала свою лабораторию в 2010 году», — сказала Мала Мурти, директор Принстонского института нейронауки и руководитель исследовательской группы.
Возглавляемая Принстоном команда FlyWire работает над проектом с 2016 года и сделала огромный шаг к пониманию человеческого мозга, создав нейрон-за-нейроном, синапс-за-синапсом «дорожную карту» мозга взрослой плодовой мушки (Drosophila melanogaster). Они называют эту схему «коннектомом», и она весит 14 гигабайт. Ученым удалось расшифровать нейроны, отвечающие за возвратно-поступательные движения мухи, ее полную остановку и резкий поворот.
Теперь стало возможным детально изучить и воспроизвести в цифровом формате модель мозга, что можно считать своего рода «цифровым бессмертием».