Россия, как один из крупнейших мировых экспортеров сырья, традиционно входит в число мировых лидеров по масштабам применения тарифных, нетарифных и смешанных ограничений экспорта. В краткосрочной перспективе применение ограничений экспорта может быть оправдано необходимостью стабилизации внутренних цен, насыщения внутреннего рынка и увеличения доходов бюджета. Однако долгосрочное применение ограничений экспорта может повлечь за собой ряд негативных последствий для экономики, способных свести на «нет» даже краткосрочные выгоды. Необходим детальный анализ долгосрочных последствий применения мер ограничения экспорта с учетом специфики каждого из затронутых рынков. Об этом сообщил старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Института прикладных экономических исследований РАН Дмитрий Кузнецов.
40 тонн дизельного топлива из России. Фото: ©Ларс Клеммер /dpa /Global Look Press
По данным ОЭСР, в 2020 году на долю России пришлось около 6% всех экспортных ограничений, введенных в мире на рынках промышленного сырья, и по этому показателю страна уступала только Индии (14%) и Китаю (19%). Экспортные ограничения активно применяются и к поставкам продовольствия из России, а в 2023–2024 годах на широкий спектр сырья и низкообработанной продукции действовали «курсовые» экспортные пошлины.
В то же время большинство стран (особенно развитых) стараются избегать применения экспортных ограничений. Это связано с тем, что экспортные ограничения создают рыночные искажения, которые могут нанести долгосрочный вред экономическому развитию. Основные каналы реализации негативных последствий от длительного применения экспортных ограничений: снижение экспорта и производства целевых (сырьевых) товаров, сдерживание развития перерабатывающих производств, рост издержек на администрирование экспортных ограничений.
В России, как отмечает Кузнецов, в ряде отраслей применение экспортных ограничений уже начинает носить среднесрочный характер, а практика использования экспортных пошлин скорее свидетельствует о постепенном доминировании фискального мотива. Таким образом, начинает прослеживаться реализация еще одного риска долгосрочного применения экспортных ограничений — растущей зависимости доходов бюджета от экспортных пошлин и, как следствие, от ситуации на мировых рынках экспортируемых товаров.
Эксперт полагает, что сравнительно небольшая экспортная пошлина (например, 1-3%) на заранее определенный перечень сырья и продукции низкой степени переработки, по которым можно говорить об устойчивом наличии ресурсной ренты, может выступить компромиссом между доходами бюджета и негативными эффектами экспортных ограничений. Незначительный размер пошлины позволит мере не быть существенным фактором, ограничивающим поставки товаров на экспорт; не искажать стимулы переработчиков сырья к модернизации производства, а также минимизировать использование различных схем обхода пошлин и упрощения администрирования.
Последовательная и стабильная политика в отношении ограничений экспорта обеспечит отсутствие стимулов для краткосрочных мер обхода, предоставит компаниям возможность стратегического планирования, а также не позволит подорвать доверие иностранных покупателей к российским производителям. Поэтому крайне желательно, чтобы перечень подконтрольных товаров был жестко зафиксирован на среднесрочную перспективу, условия введения и объем ограничительных мер были четко прописаны.
В долгосрочной перспективе необходимо отказаться от применения ограничений экспорта и использовать их исключительно как крайнюю меру для краткосрочной стабилизации рынка.