Доходы от индексации уже заложены в бюджеты и инвестиционные программы
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий «заморозку» тарифов естественных монополий на весь 2025 год. Внешне благовидная и столь же популистская инициатива имеет мало шансов на реализацию, поскольку она откровенно оторвана от реальности. Не будем забывать: основные параметры бюджета на следующий год уже приняты нижней палатой во втором чтении, причем — с учетом индексации всех видов тарифов. Как говорится, поезд ушел. И это только один из контраргументов.
<стр>«Одним из основных барьеров для развития бизнеса» являются тарифы естественных монополий, считает лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов, коллеги которого подготовили законопроект. По его словам, хотя эти тарифы негативно влияют на себестоимость товаров и услуг, общественные настроения и экономику в целом, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно их повышает. Документом предлагается ограничить стоимость железнодорожных перевозок, водоснабжения и водоотведения, передачи тепла и электроэнергии, услуг аэропортов и транспортных терминалов, почтовых услуг, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и ледокольной проводки судов по Северному морскому пути». стр> <стр>Ранее стало известно, что с 1 декабря тарифы РЖД на грузовые перевозки вырастут на 13,8%, а на пассажирские — на 11,6%. Теперь они будут учитывать не только потребительскую, но и промышленную инфляцию.
Тема «заморозки» тарифов для естественных монополий регулярно, практически из года в год, всплывает в экономической и социальной повестке дня. Уже были прецеденты, когда идея была успешно реализована, пусть и в усеченном виде. Например, осенью 2013 года правительство не индексировало тарифы для промышленных потребителей. Для населения все осталось по-прежнему. Споры, которые тогда вели между собой эксперты, сводились примерно к тем же аргументам, которые звучат сегодня. По мнению противников «заморозки», предприятия-монополии рискуют потерять выручку, сократить объемы работ на величину инфляции, снизить производительность труда. Что крайне плохо скажется на качестве услуг, предоставляемых населению и бизнесу, а в конечном итоге и на всей экономике.
Скептики (а их абсолютное большинство) напомнили, что финансирование систем водоснабжения и водоотведения в советское время по остаточному принципу привело к тому, что в сфере ЖКХ накопилось огромное количество проблем, и что сегодня в ряде регионов износ трубопроводов и оборудования составляет около 80%. И чтобы не допустить системного краха отрасли, нужны средства, единственным источником которых являются тарифы.
«Скорее всего, поезд уже ушел, об этом надо было думать раньше», — считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Средства на индексацию всех видов тарифов естественных монополий уже учтены в бюджете 2025 года, принятом Госдумой во втором чтении. «Заморозка» предполагает, что многие инвестиционные проекты придется перекраивать, а, например, для РЖД это означает растягивание сроков модернизации Транссиба и БАМа, ухудшение ситуации с грузоперевозками на востоке страны. В конечном итоге это удар по всему экспорту. И как «заморозить», если начало индексации переносится на месяц, с 1 января на 1 декабря? Ладно, законопроект внесен, но что с ним делать дальше?»
Не менее важны и другие моменты. Например, «Газпром» находится в достаточно сложном финансовом положении, компания уже была освобождена от повышенной ставки налога на прибыль в целях реализации инвестиционной программы. А это абсолютно приоритетный вопрос для государства — газификация российских регионов. Что касается ЖКХ, то да, все понимают, что индексация тарифов на его услуги увеличивает инфляцию, но другого источника инвестиций у отрасли нет. К тому же, как показывает российская практика «заморозки», она потом может так взорваться, что мало не покажется — после сдерживания тарифов на коммунальные услуги в течение года обычно следует отложенное повышение. Наконец, резюмирует Масленников, законопроект противоречит антиинфляционному плану Центробанка на 2025 год, с которым депутаты Госдумы согласились во вторник, 19 ноября, заслушав доклад Эльвиры Набиуллиной. Премьер-министр Виктор Черномырдин в свое время справедливо заметил: «В момент запуска проекта один инноватор хуже компании диверсантов». Сейчас мы наблюдаем примерно то же самое.
Иная позиция отражена в комментарии вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ) Ирины Заседатель. По ее словам, в логистической отрасли уже сейчас существует множество объективных факторов, которые приводят к росту стоимости услуг. Для некоторых компаний автоматическое повышение тарифов на грузовые перевозки становится серьезным бременем, особенно в условиях высокой ключевой ставки. Хотелось бы видеть прозрачные критерии эффективности естественных монополий, а также исследования, обосновывающие необходимость ежегодной индексации.