Сибирские ученые изучили особенности гормона окситоцина
Мутацию, которая может указывать на склонность человека к депрессии, изучили ученые из НИИ медицинских проблем Севера (входит в состав Красноярского научного центра СО РАН). Для этого они взяли образцы ДНК у 631 подростка в возрасте от 11 до 18 лет, проживающих в крупных городах Ангаро-Енисейского макрорегиона, включающего Красноярский край, Иркутскую область, Республику Хакасия и Республику Тыва. Статья об этом недавно была опубликована в «Сибирском научном медицинском журнале».
Фото: Энтони Тран/unsplash.com
Почему ученые заинтересовались подростками?? Дело в том, что возраст от 11 до 18 лет является своего рода лакмусовой бумажкой для человека, когда в силу естественного взросления и связанных с этим объективных и субъективных трудностей его поведение может кардинально измениться.
Однако не только внешние факторы меняют поведение, но и набор нейромедиаторов, таких как дофамин, серотонин и окситоцин.
Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера изучает 15 различных нейромедиаторов и 20 мутаций, обеспечивающих их работу. Последняя опубликованная работа посвящена окситоцину, который, как известно, влияет на установление социальных связей у человека с раннего возраста, наличие эмпатии — сострадания к другим людям и адекватной оценки себя. Несмотря на то, что его влияние на психоэмоциональное состояние проявляется у каждого человека по-разному (здесь важны возраст, пол и даже этнокультурные факторы), существует ряд исследований, которые показывают связь поведения человека с изменчивостью одного из его окситоциновых рецепторов — гена OXTR.
Ученые решили проверить эту связь на группе подростков.
Группа участников исследования, в которую вошли 259 мальчиков и 372 девочки из 13 школ Восточной Сибири, была протестирована с помощью специальных анкет и у каждого был взят биоматериал — слюна для выделения из нее ДНК.
Одной из использованных анкет был тест психиатра, профессора Лондонского института психиатрии Роберта Гудмана. Оценивались эмоциональные характеристики детей, поведенческие проблемы, наличие (или отсутствие) гиперактивности, степень внимательности, уровень взаимоотношений со сверстниками и общий социальный статус. стр> <стр>По словам одного из авторов статьи, руководителя группы молекулярно-генетических исследований Марины Смольниковой, школьникам предлагалось 25 различных утверждений, таких как: «Я внимателен к чувствам близких», «Мне все равно, что обо мне думают другие» и т. д. На каждое утверждение им нужно было ответить положительно, отрицательно или дать промежуточную оценку. Все их ответы суммировались и в конечном итоге переводились в баллы, по которым исследователи оценивали их психотипы и определяли возможные реакции в тех или иных ситуациях.
Авторы обращали внимание на то, является ли подросток экстравертом, более подверженным влиянию окружающих, или интровертом, обращенным внутрь себя, склонным к одиночеству. Их взгляд был сосредоточен на любых отклонениях, которые приводили к трудностям в общении с другими людьми.
Результаты психологического обследования были подкреплены оценкой специалистами вариантов гена OXTR. У некоторых людей в определенном участке этого гена рецептора окситоцина выявлен вариант G, у других — вариант A.
– Предположительно, вариант G связан с более интенсивной работой рецептора окситоцина и повышенным уровнем социальной чувствительности, — поясняют авторы статьи. — Наличие аллеля (варианта) G коррелировало (по результатам психологических тестов) с хорошей способностью молодого человека справляться с подавленным психологическим состоянием. Также выяснилось, что носители этого аллеля обладают более высокой самооценкой, силой воли и оптимистичным взглядом на жизнь.
Вариант гена с вариантом А оказался (также исключительно в связи с результатами опроса) связанным со склонностью к депрессивным или меланхоличным состояниям у подростков. Ученые также ссылаются на ряд других исследований, в которых вариант А ранее обнаруживался у людей с нарушениями социального и материнского поведения, агрессией и склонностью к суицидальному поведению. Причина всего этого как раз в том, что недостаточно активный рецептор в геноме не позволял окситоцину оказывать свое действие в организме.
Согласно результатам исследования, вариант А, ограничивающий действие окситоцина, оказался свойствен меньшему проценту школьников — большинство оказались носителями «здорового» варианта гена — G. Кроме того, исследователи обнаружили, что вариант А встречается у мальчиков несколько чаще, чем у девочек.
Марина Смольникова подчеркивает, что выявленная мутация в одном гене рецептора окситоцина, которая, по данным анкеты, совпадала с девиантными (отличными от нормы) поведенческими чертами у некоторых подростков, не может быть использована для однозначной характеристики личности. Для этого необходим комплексный подход и изучение возможного полиморфизма генов других нейромедиаторов, чем в настоящее время занимаются ученые НИИ.
Кстати, специалисты не исключают, что генетически обусловленные черты личности, даже если они связаны с недостаточным действием окситоцина, могут быть сглажены, если ребенок с раннего детства находится в благоприятной среде с благоприятными условиями, которые гармонично влияют на развитие его индивидуальных особенностей.