Глубокие разногласия по поводу мер по борьбе с изменением климата сохраняются и углубляются
Климатический саммит COP29 согласовал сделку по финансированию мер по борьбе с изменением климата на сумму 1,3 триллиона долларов, но активисты называют это 'предательством'. Глубокие разногласия сохраняются даже после того, как ключевые переговоры завершились соглашением о помощи развивающимся странам в переходе к экономике с низким уровнем выбросов углерода.
Богатые и бедные страны заключили сделку на триллион долларов для борьбы с климатическим кризисом рано утром в воскресенье после марафона переговоров и дней ожесточенных взаимных обвинений, которые, по словам активистов, закончились «предательством», сообщает The Guardian.
Развивающиеся страны получат не менее 1,3 триллиона долларов в год в качестве финансирования, чтобы помочь им перейти к экономике с низким уровнем выбросов углерода и справиться с экстремальными погодными условиями к 2035 году.
Но только 300 миллиардов долларов из этой суммы поступят в виде того, в чем они больше всего нуждаются — грантов и низкопроцентных кредитов от развитых стран. Остальные деньги должны будут поступить от частных инвесторов и ряда потенциальных новых источников финансирования, таких как возможные ископаемые виды топлива и налоги на часто летающих пассажиров, которые еще предстоит согласовать.
Мохамед Адоу, директор аналитического центра Power Shift Africa, сказал: «Этот саммит стал катастрофой для развивающегося мира. Это предательство как людей, так и планеты со стороны богатых стран, которые заявляют о серьезном отношении к изменению климата. Богатые страны обещали «мобилизовать» некоторые средства в будущем, вместо того чтобы предоставить их сейчас. Чек уже на почте. Но теперь люди в уязвимых странах теряют жизни и средства к существованию».
Некоторые из беднейших и наиболее уязвимых стран мира упорно боролись в течение двух недель напряженных переговоров на саммите ООН Cop29 в столице Азербайджана Баку, чтобы гарантировать, что большая часть денег поступит напрямую из развитых стран. Они также хотели, чтобы большая часть доступного финансирования направлялась в наиболее нуждающиеся страны, а не делилась им с более крупными развивающимися экономиками, такими как Индия.
Две группы особенно уязвимых стран — Альянс малых островных государств и наименее развитые страны — покинули одну из встреч в знак протеста поздно вечером в субботу, но позже вернулись.
Ставки на переговорах были высоки с самого начала, поскольку они начались всего через несколько дней после того, как Дональд Трамп был переизбран на пост президента США. Трамп намерен вывести США из Парижского соглашения, когда вступит в должность в январе, и, скорее всего, будет враждебно относиться к предоставлению любого климатического финансирования развивающимся странам.
Столкнувшись с перспективой возобновления встречи в следующем году при Белом доме Трампа, многие страны решили, что неспособность договориться о новом финансовом урегулировании в Баку — слишком большой риск.
Развитые страны настаивали на том, что они не могут предложить больше из-за собственных бюджетных ограничений. «Мы возьмем на себя все риски», если США не внесут свой вклад в климатическое финансирование в будущем, сказал один из переговорщиков.
Многие развивающиеся страны мира, включая Индию, Боливию, Кубу и Нигерию, резко отреагировали на сделку.
Экологи также торпедировали сделку. Клаудио Анджело из Бразильской климатической обсерватории негодует: «Богатые страны потратили 150 лет на присвоение атмосферного пространства мира, 33 года на то, чтобы ничего не делать для борьбы с изменением климата, и три года на переговоры по финансовому урегулированию без каких-либо цифр. Теперь, с помощью некомпетентного президента Копа и используя приходящую администрацию Трампа в качестве угрозы, они заставляют развивающиеся страны принять сделку, которая не только не принесет никаких реальных новых денег, но и может увеличить их долг».
Саудовская Аравия также играла крайне обструкционистскую роль, по словам многих инсайдеров. В одном необычном случае саудовский чиновник попытался изменить ключевой текст без полномасштабных консультаций. Нефтегосударство также неоднократно пыталось удалить ссылки на «поэтапный отказ от ископаемого топлива», согласованный на прошлогоднем саммите Cop28.
«С первого дня было ясно, что Саудовская Аравия и другие страны-производители ископаемого топлива собираются сделать все возможное, чтобы ослабить историческое соглашение Cop28 по ископаемому топливу. На Cop29 они использовали обструкционистскую тактику, чтобы ослабить действия по энергетическому переходу», — сказал Ромен Жюалален из влиятельной группы Oil Change International.
США и Китай — две крупнейшие экономики мира и крупнейшие источники выбросов парниковых газов — обычно являются ключевыми странами на ежегодной «конференции сторон» Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Но ни один из них не играл заметной публичной роли в Баку, что позволило другим странам возглавить переговоры. Делегация США по-прежнему состоит из представителей администрации Джо Байдена, но надвигающееся президентство Дональда Трампа бросило тень на их участие.
Сделка будет означать, что Китай будет добровольно вносить вклад в климатическое финансирование бедного мира, в отличие от богатых стран, которые обязаны предоставлять наличные.
Ани Дасгупта, исполнительный директор базирующегося в США аналитического центра World Resources Institute, сказал: «Несмотря на значительные препятствия, переговорщикам в Баку удалось заключить сделку, которая по крайней мере утроит поток климатического финансирования в развивающиеся страны [по сравнению с предыдущей долгосрочной целью в 100 миллиардов долларов в год]. Цель в 300 миллиардов долларов недостаточна, но это важный авансовый платеж на пути к более безопасному и справедливому будущему. Соглашение признает, насколько важно для уязвимых стран иметь лучший доступ к финансированию, которое не обременяет их непосильной задолженностью.»