GENERICO.ruЭкономикаКак справиться с желанием совершать спонтанные покупки: советы экспертов

Как справиться с желанием совершать спонтанные покупки: советы экспертов

Почему потребители часто покупают вещи, которые не планировали

Приближается Новый год, а это значит, что пора готовить подарки членам семьи, родственникам, друзьям, запасаться едой и напитками для новогоднего стола, планировать досуг на предстоящие длинные выходные. Это дополнительные расходы, и не малые: в прошлые новогодние праздники, по данным ВЦИОМ, они составили в среднем по стране 38,5 тыс. рублей на семью, в том числе 9,5 тыс. на праздничный стол, 13,7 тыс. на подарки и 15,3 тыс. на развлечения.

Почему потребители часто покупают вещи, которые не планировали

ВЦИОМ также отметил, что общая сумма расходов среднестатистической российской семьи на прошлый Новый год выросла за год на 41 процент, тогда как официальный индекс потребительских цен в 2023 году в пять раз ниже. Думаю, что аналогичный рост можно ожидать и в этом году, когда этот индекс вряд ли будет ниже прошлогоднего. Но большинство работников смогут себе позволить такие расходы — помогут традиционные доплаты в конце года, которые за последние четыре года подняли средний декабрьский заработок работников на 40 процентов по сравнению с ноябрьским. Полагаю, что в этом году рост будет не меньшим.

Так что наступающий декабрь — месяц как самых больших расходов для потребителей, так и самых больших доходов для тех, кто продает товары и услуги, особенно востребованные в это время. Время, когда перед подведением финансовых итогов года продавцы стремятся максимально распродать свои запасы, сохранить «своих» и привлечь новых покупателей. Широко разрекламированные «черные пятницы», другие массовые распродажи, масштабные развлекательные мероприятия и места проведения досуга, умело организованные выкладки товаров в магазинах и размещение предложений на маркетплейсах призваны убедить потребителей, что именно здесь они получат не только то, что уже определенно хотят, но и то, о чем еще не задумывались или даже не знают.

Принято считать, что продавцы конкурируют за внимание потребителя, устанавливая более выгодные цены и убеждая его в более высоком качестве предлагаемого товара. Но это справедливо только для запланированных покупок, когда есть возможность сравнить разные предложения заранее или в точке продажи. Однако многие покупки совершаются без запланированного плана, спонтанно, и в таких случаях эти факторы не являются решающими, а главную роль играют подсознательные стимулы.

Почему мы покупаем вещи, которые не планировали и, скорее всего, не купили бы? Я вижу причину в том, что, неожиданно оказываясь (но не продавец!) в ситуации выбора между удовольствием от покупки и разочарованием от отказа от нее, мы, в силу своей биологической природы, склонны отдавать предпочтение удовольствию. Это касается не только потребительского выбора; потребность в удовольствии существенно влияет на наши решения и в других важных областях, в том числе и там, где они могут быть опасны для других людей. На потребительском рынке наши спонтанные решения не столь опасны, но именно здесь потребность в удовольствии проявляется наиболее непосредственно, массово и ярко.

Склонность к спонтанным покупкам широко распространена не только в нашей стране, но и в большинстве других стран. Согласно международному исследованию консалтинговой компании Ogilvy, в России это свойственно 79 процентам взрослых покупателей, в Северной Америке — 72 процентам, в Европе варьируется от 38 процентов в Германии и 49 процентов в Италии до 86 процентов в Испании и 94 процентов в Румынии. Так что российские потребители на этом фоне не сильно выделяются.

Более подробную картину по нашей стране дал недавний опрос на эту тему, проведенный популярным российским интернет-сервисом: только 9 процентов потребителей считают, что не совершают спонтанных покупок, тогда как 18 процентов отметили, что совершают их каждую неделю, 35 процентов — примерно раз в месяц, 26 процентов — раз в несколько месяцев.

Более половины опрошенных (53 процента) отметили, что покупают что-то для себя, причем среди женщин таких людей значительно больше, чем среди мужчин. Более трети (35 процентов) делают это для кого-то другого, и здесь, наоборот, преобладают мужчины. Я полагаю, что при ответе они чаще всего вспоминали свои спонтанные решения сделать подарок женщине, которые принесли им удовольствие в момент покупки. Однако большинство готовы спонтанно потратить на покупку для себя значительно больше, чем на покупки для других.

Соблазн совершить спонтанную покупку, как оказалось, сильнее, когда предложение поступает онлайн: каждый второй спонтанный покупатель делает это онлайн, тогда как в обычных магазинах только 38 процентов. Думаю, это можно объяснить преимуществами онлайн-продаж в широте выбора предложений, а также простотой и скоростью исполнения неожиданного желания. Судя по ответам, от таких покупок может отпугнуть слишком высокая цена (58 процентов опрошенных) и сомнения в необходимости желаемого товара (55 процентов), которые, не сомневаюсь, также напрямую зависят от цены.

Но для того, чтобы такие сомнения возникли и удалось удержаться от принятия нерационального решения, необходимо умение трезво оценивать его плюсы и минусы. Эта способность ослабевает у человека в состоянии опьянения, когда алкоголь в его нервной системе частично блокирует процессы торможения настолько, что они перестают обеспечивать баланс с процессами возбуждения. Пять лет назад американское издание The Hustle, опросив более двух тысяч своих читателей, употребляющих алкоголь (средний возраст опрошенных составил 36 лет, годовой доход — 92 тысячи долларов — вдвое больше среднего по США), пришло к выводу, что ежегодно не менее 100 миллионов американцев покупают в состоянии опьянения товары на общую сумму 45 миллиардов долларов.

79 процентов опрошенных совершали хотя бы одну такую ​​покупку в год, а их средние расходы на них за это время составили $444. При этом 85 процентов осознали, что алкоголь повышает их готовность к импульсивным покупкам. Женщины делали это несколько чаще мужчин, но тратили меньше. Вероятность совершения такой покупки была тем выше, чем моложе покупатель и чем больше он употреблял алкоголя. Одежду и обувь чаще всего покупали таким образом на онлайн-площадках. <стр>Я не сомневаюсь, что «пьяный шопинг» характерен не только для США, он случается и в России. Поэтому последние данные Росалкогольторгрегулирования о существенном росте потребления алкоголя в последние годы заставляют нас ожидать увеличения количества спонтанных покупок не только в период подготовки к главному празднику года, когда они в основном будут связаны с подарками, но и после него, когда нас ожидают восемь нерабочих дней подряд, а возросшие доходы декабря у многих уже будут потрачены.

Здесь уместно вернуться к результатам упомянутого выше российского опроса. Большинство опрошенных тогда заявили, что готовы тратить на спонтанные покупки не более 5 процентов своего дохода. На мой взгляд, это вполне разумный подход: поскольку поспешных решений не избежать, стоит установить и придерживаться разумных лимитов трат на них и не портить удовольствие, которое они приносят. Но помните, что отсутствие самоограничения может сделать непреодолимую потребность в таком удовольствии серьезной угрозой не только финансовому благополучию, но и психическому здоровью человека, и не позволяйте себе вступать на столь опасный путь. <стр>Но я бы назвал это программой-минимум. Подавляющее большинство наших потребителей не склонны более-менее подробно планировать свои личные и семейные расходы хотя бы на месяц, не говоря уже о более длительных сроках. А такая привычка, по словам тех, кто это делает, позволяет существенно экономить и избегать переживаний по поводу сомнительной разумности своих трат.

Если вы все же решитесь на такое планирование, то очень полезным будет переход на безналичную оплату всех покупок (банковской картой) и еженедельный или хотя бы ежемесячный анализ ваших расходов на основе информации из вашего банка и из чеков, которые вы будете заносить в специальную таблицу — ее форму можно найти в интернете или создать самостоятельно. Это потребует определенных усилий и времени, но позволит вам не только сохранить удовольствие от спонтанных покупок, но и получить его еще больше, если вы позволите себе спонтанно потратить часть сэкономленных благодаря планированию сумм. Не говоря уже о том удовольствии, которое даст подтверждение вашей способности более рационально организовывать свою жизнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории