GENERICO.ruЭкономикаОт 110 до 120 за доллар: эксперт рассказал, как новый антирекорд рубля повлияет на экономику России

От 110 до 120 за доллар: эксперт рассказал, как новый антирекорд рубля повлияет на экономику России

Экономист: «Ситуацию подогревают полупанические настроения»

Рубль продолжает на всех парах мчаться к своему историческому антирекорду — значениям марта 2022 года. Официальный курс доллара на 29 ноября составлял 109,57. В начале декабря ЦБ установил его на уровне 107,74. Но, учитывая тот факт, что всего десять дней назад «американец» торговался около отметки 99 рублей, то происходящее не будет преувеличением назвать обвалом, а реакцию финансового рынка — паникой. Тенденция к ползучему ослаблению российской валюты, порожденная фундаментальными факторами, наметилась еще в начале августа. Однако толчком к резкой девальвации в ноябре послужил форс-мажор в виде нового пакета санкций США.

Экономист:

Министерство финансов США ввело их 21 ноября против ряда российских кредитных организаций, которые занимались внешнеторговыми операциями. В частности, основная часть платежей за поставки трубопроводного газа из России европейским потребителям проходила через Газпромбанк. Санкции были введены на фоне множества других обстоятельств самого разного характера — снижения экспортной выручки из-за падения цен на нефть марки Urals, проблем с валютной ликвидностью в банковской системе, роста спроса на импорт к концу года, предновогоднего увеличения бюджетных расходов, глобального укрепления доллара, замедления китайской экономики и усиления геополитической напряженности.

В результате трехзначный курс российской валюты становится новой долгосрочной нормой, реальностью, к которой всем придется привыкать. Мы обсудили ситуацию с главным научным сотрудником Института экономики РАН Игорем Николаевым. <стр> <стр>— Рубль слабеет, так как долгое время находился под давлением, и эта тенденция определяется фоновыми фундаментальными факторами. Но события последних дней были вызваны триггером — санкциями США против Газпромбанка и ряда других финансовых институтов. До недавнего времени, оставаясь вне санкций, они обеспечивали стабильный приток валюты в страну, которой иностранные покупатели расплачивались, в частности, за поставки российского трубопроводного газа. У России есть проблемы с притоком валюты, а теперь они будут еще сложнее. Соответственно, рубль получил дополнительный и очень мощный стимул для дальнейшей девальвации.

— Эта мера не настолько сильна, чтобы компенсировать негативный эффект санкций и ажиотаж, полупанику, который уже сформировался на финансовом рынке. К тому же, срабатывает сезонный фактор: поскольку Новый год уже через месяц, импортеры тратят все больше валюты на закупку товаров. В декабре традиционно увеличиваются расходы бюджета, так как закрываются многие проекты и сделки, на которые были выделены деньги. В целом спрос на валюту в этот пиковый период естественным образом увеличивается, причем как со стороны компаний, так и со стороны граждан, которым такие наличные нужны, например, для путешествий.

— Денежно-кредитная политика будет оставаться жесткой еще очень долго, о чем неоднократно заявляли руководители Банка России. Сегодня появилась информация, что ряд экспертов допускают повышение ставки до 25% с текущего уровня в 21% на ближайшем заседании ЦБ 20 декабря. Не исключено, что это некая преднамеренная инъекция, цель которой — заранее подготовить население и рынок к такому сценарию. То есть, с одной стороны, рубль просел во многом из-за возросшей нервозности участников рынка, а с другой — вполне может укрепиться на волне настроений, связанных с ожиданиями ставки в 25%. Дыма без огня не бывает. Что касается внеочередного заседания, то оно маловероятно. Тем более, что до 20 декабря осталось не так много времени.  

— Вполне возможно. Самое главное сейчас — подавить зачатки паники. Но есть одна проблема: когда Россия перешла на торговлю с дружественными странами в национальных валютах, отказавшись от универсального и, казалось бы, безальтернативного доллара, эта «медаль» обнаружила обратную сторону — в виде разного рода диспропорций, дисбалансов и непреодолимых барьеров в отношениях с контрагентами.

— У нас и так цены разгоняются, а тут еще и дополнительный, очень мощный инфляционный фактор появился. Катимся по наклонной, а тут еще и пинка сзади получаем. Как этому противостоять, непонятно. Для властей неприятность ситуации еще и в необходимости корректировки бюджета. Заложенный в него среднегодовой прогноз предусматривает инфляцию в 7,3%, а реальный уровень к концу года, очевидно, будет гораздо выше. В лучшем случае — на полтора-два процентных пункта. Это означает существенные дополнительные расходы казны, рост ее дефицита. Одно тянет за собой другое, возникает дисбаланс, которого никто не ожидал. Но самое страшное — это, конечно, разгон инфляции.

— Правительство это прекрасно понимает. Гораздо удобнее и комфортнее будет исполнять бюджетные обязательства по курсу 110. Власти не будут пытаться любой ценой довести его до сотни, если его удастся стабилизировать на уровне 110, это уже будет достижением. Сейчас у нас нет тех возможностей, как весной 2022 года, которые позволили бы резко укрепить рубль. Ключевая ставка как инструмент воздействия на инфляцию сегодня неэффективна, и это признает ЦБ.

— Скажу лишь, что она будет существенно выше 100. Хотя в какой-то катастрофический сценарий, в доллар по 150-180, я не верю, так как объективных экономических предпосылок для этого нет. Сейчас ситуация во многом подогревается полупаническими настроениями. Думаю, что в конечном итоге его удастся стабилизировать в диапазоне 110-120 рублей за доллар. У рубля еще есть определенный запас прочности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории