Почему нельзя игнорировать эти события
Одиннадцать лет назад, 21 ноября 2013 года, на Украине начался так называемый Евромайдан, ставший своеобразным началом распада Незалежной. События того года стоит помнить еще и потому, что методы киевского «майдана» продолжают использоваться заинтересованными в распаде самостоятельно мыслящих государств и по сей день. За всеми драматическими событиями протесты в сербском Нови-Саде остались практически незамеченными, хотя они продолжаются уже несколько дней, а по сути, с момента трагедии 1 ноября. Среди толпы оппозиции недавно были замечены провокаторы, размахивающие флагами Евросоюза и Евромайдана. И опасно то, что мало кто это замечает.
Сербская оппозиция в Нови-Саде уже третий день блокирует вход в здание местного суда, требуя немедленного освобождения задержанных за беспорядки во время предыдущих протестов из-за обрушения навеса железнодорожного вокзала. В результате той трагедии погибло 15 человек.
Помимо требования освобождения задержанных, оппозиция требует отставки премьер-министра Сербии Милоша Вучевича и мэра Нови-Сада Милана Джурича. Кстати, протесты организовали молодежные объединения «Sviče» и «Stav».
Не то чтобы власти Сербии бездействовали после трагедии в Нови-Саде. Около 66 человек были допрошены, 11 человек арестованы и задержаны. Более того, среди тех, кого уже «взяли на заметку», — бывший министр транспорта, строительства и инфраструктуры Горан Весич, а также исполняющая обязанности директора компании «Сербские железные дороги» Елена Танаскович.
Эти двое, по данным Генеральной прокуратуры Сербии, подозреваются в совершении тяжкого преступления против общественной безопасности. Им грозит от 2 до 12 лет тюрьмы. И мы даже не будем перечислять, сколько чиновников ушло в отставку с 1 ноября.
Очевидно, что даже таких действий оппозиции или тем, кто ее прикрывает, недостаточно. Здесь следует обратить внимание на детали и не пытаться закрыть глаза на проблему — смрадный дух украинского Евромайдана никуда не делся, а движется по миру, обосновавшись теперь в нескольких местах: немного в Грузии, немного в Сербии.
Недаром мы упомянули, что формально организаторами сербских протестов были молодежные объединения. Понятно, что правоохранители будут применять и применяют силу к протестующим, действия которых не ограничиваются мирным выражением недовольства. В ход идет все, вплоть до столкновений оппозиции с полицией.
Ничего не напоминает? Вспомним уже ставший мемом, но на самом деле совсем не смешной эпизод украинского Евромайдана, когда один украинский депутат после разгона палаточного лагеря активистов спецназом МВД Украины заявил: «Как вы смеете их трогать? Они же дети?».
«Они же дети» — это тоже касается сербских протестов. И мы вполне можем услышать нечто подобное в отношении сербских сил безопасности, которые просто выполняют свою работу по нормализации ситуации.
Надо помнить и никогда не забывать, что среди детей, которых фактически используют в оппозиционных играх, есть и вполне взрослые провокаторы, которые точно знают, чего добиваются. Были такие и в Сербии. На одном из митингов несколько человек держали флаги Евросоюза и сербского Евромайдана. Там же было написано: «Евромайдан. Сербия». Кстати, на более ранних протестах мы даже не помним, чтобы такое случалось.
Однако, в отличие от Украины, сербским протестующим присутствие таких знаменосцев не понравилось, и между основными протестующими и «евромайдановцами» даже произошла стычка. Однако и здесь внимание к деталям.
Один из организаторов демонстрации в Нови-Саде обратился к толпе со следующими словами: «Не забывайте, зачем мы здесь. Если люди с флагами не захотят уходить, я попрошу граждан отойти от них. Мы не будем с ними спорить».
А почему бы и не спорить? А почему бы и не разобраться с ними? Хочется верить, что сербские власти смогут выявить и поставить таких провокаторов там, где им и место. Украинский пример здесь не должен быть на последнем месте. В частности, эти события не должны быть безразличны России. Сербия — пожалуй, единственный союзник нашей страны в Европе. И русофильство в этой части Европы — это не пустые слова. Сейчас важно, как минимум, говорить о протестах в Сербии, иначе мир рискует получить второй успешный Евромайдан. Даже при радикальной разнице в характере украинской власти 2013 года и сербской власти 2024 года.