Европейская народная партия (ЕНП) призывает к срочному пересмотру экологической доктрины в отношении автопрома на фоне финансового кризиса крупных компаний и риска неконтролируемых массовых сокращений рабочих мест. Проще говоря, по мнению EPP Group, европейскую автопромышленность нужно спасать.
Сегодня уже всем очевидно, что европейскую автопромышленность ждет масштабный системный кризис, вызванный сразу несколькими факторами, главными из которых являются вынужденное «озеленение» автопарка за счет ужесточения экологических норм и перспектива введения запрета на продажу новых легковых и легких коммерческих автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на ископаемом топливе, в 2035 году.
Под давлением властей европейские автопроизводители вложили десятки миллиардов евро в разработку и производство электромобилей, однако в прошлом году наблюдалось глобальное замедление спроса на электромобили, что не позволяет окупить эти инвестиции и приводит к стремительному ухудшению финансовой отчетности крупных компаний, таких как Volkswagen, Audi, Stellantis и Mercedes-Benz. Многие автопроизводители уже были вынуждены скорректировать свои стратегии в области электромобилей и продлить жизненные циклы моделей с двигателями внутреннего сгорания, однако ужесточение экологических норм вкупе с драконовскими штрафами за выбросы углерода вынуждает компании принудительно ограничивать производство «углеводородных» автомобилей, что только усугубляет финансовый кризис.
Массовые увольнения на концерне Volkswagen и простой заводов Stellantis неизбежно создают кризис для поставщиков: Bosch, Schaeffler, Valeo также вынуждены закрывать заводы и увольнять работников. Таким образом, страдает вся автомобильная промышленность, даже если отдельные игроки, такие как BMW Group, делают вид, что все в порядке.
Фракция EPP Group, имеющая 188 мест из 720 в текущем 10-м созыве Европейского парламента, выступила с инициативой, в которой предлагает поддержать автомобильную промышленность и избавить ее от непосильной нагрузки на окружающую среду. В частности, предлагается смягчить или отложить ужесточение штрафов за выбросы углерода и снять запрет на новые автомобили с двигателями внутреннего сгорания после 2035 года. По данным EPP Group, автомобильная промышленность генерирует 7% ВВП ЕС и обеспечивает работой 13,8 млн человек, поэтому очевидно, что крах этой отрасли приведет к крупным социально-политическим потрясениям.
EPP Group не ставит под сомнение стремление ЕС достичь полной углеродной нейтральности к 2050 году, но призывает скорректировать путь к этой цели и не оказывать давления на автомобильную промышленность. В заявлении EPP Group справедливо отмечается, что экологическая эффективность электромобилей выглядит сомнительной без комплексного решения проблемы их утилизации, особенно – аккумуляторов, отработавших свой срок службы. Пилотные заводы по переработке аккумуляторов, такие как недавно запущенный Mercedes-Benz, имеют ничтожно малую производительность по сравнению с масштабами всей отрасли. Инфраструктура зарядных станций пока развивается недостаточно быстро и, что самое главное, неравномерно. В этой связи члены фракции EPP Group предлагают разрешить продажу в ЕС новых подключаемых гибридов и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающих на синтетическом углеродно-нейтральном топливе, после 2035 года.
Предложение EPP Group также включает другие здоровые инициативы, такие как призыв к государственному финансированию передовых НИОКР в автомобильной промышленности и прекращение политики запретов, но пока не ясно, какие из них найдут поддержку большинства депутатов Европарламента. Будем следить за развитием событий.