Утро в одном из исправительных учреждений Кубани началось со звуков тревоги: заключенные забаррикадировали въезд на территорию покрышками вперемешку со сломанной мебелью и подожгли ее. К счастью, массовые беспорядки условны: так разворачиваются межведомственные учения Росгвардии и ФСИН.
И колония, расположенная близ поселка Двубратский, тоже не функционирует. Однако сохранившаяся здесь инфраструктура — заборы с колючей проволокой, просторный двор с побеленным зданием дежурной части, бывшие жилые дома, промзона, где заключенные когда-то работали в кирпичных цехах, — сохранила свою атмосферу и служит опорой для отработки тактико-специальных приемов. Словом, воссоздает максимально реалистичные условия.
По легенде, восставшие заключенные захватили заложников. К периметру была стянута спецтехника — боевая машина пехоты, бронеавтомобиль «Тигр», водомет с огромным баком. Особое внимание уделялось индивидуальной экипировке. Все сотрудники, задействованные в учениях, тренировались в полной экипировке — в касках, защищающих от ударов камней и открытого пламени, бронежилетах. Отдельные группы работали под прикрытием щита с поножами и фартуком, который весит почти 30 килограммов. Именно поэтому он не надевается на руки, а крепится к телу ремнями. Пробить его пулями из стрелкового оружия практически невозможно.
Патрули внешней охраны перекрыли возможные пути отхода условных преступников. После этого бойцы ОМОНа и СОБРа в течение нескольких часов отрабатывали индивидуальные варианты задержания «мятежников».
Подобные учения проводятся регулярно. И всегда зрелищно. Так, чуть ранее в колонии беспорядки «пресекались» совместным отрядом МЧС, Росгвардии и спецподразделением «Акула» ОСН(Б) ГУФСИН по Краснодарскому краю. Легенда очень похожа на нынешнюю: несколько десятков осужденных взбунтовались, недовольные ограничениями. «Бунтующие» вооружились камнями (в реальной жизни это оружие посерьезнее — заточка, куски арматуры, бутылки с зажигательной смесью и т. п.), поэтому им навстречу выкатили БТР. Громада здания заставила кричащую массу людей отступить вглубь, на плац. Как только отряды достигли цели, техника «разрезала» толпу на две части, и окружила каждую из них.
— Наше спецподразделение обучает сотрудников колоний взаимодействию друг с другом в случае возникновения подобных чрезвычайных ситуаций, — отмечает Михаил Суськин, начальник отдела специального назначения базы «Акула» ГУФСИН по Краснодарскому краю. — Мы делаем упор на тех, кто недавно пришел на службу, у них в силу неопытности есть острые углы: в те же открытые щиты осужденный обязательно что-нибудь бросит, поэтому их нужно закрыть, ведь ты отвечаешь не только за себя, но и за своего товарища.
Еще одним пунктом программы стал штурм здания бывшего дежурного пункта, в ходе которого «отыграли» учебную ситуацию по освобождению заложников.
— Основная задача — сохранение жизни заложников, это уже тонкая работа, требующая привлечения более опытных специалистов, в частности переговорщиков, — говорит заместитель начальника ГУФСИН по Краснодарскому краю Сергей Нейцель. — В процессе важно учитывать психологию и специфику спецконтингента. Например, при требовании беспрепятственного выезда на машине есть вероятность, что часть заложников отпустят — нет смысла брать с собой всех. В переговорную группу входят не только психологи, но и сотрудники учреждения (отряда), которые хорошо знают конкретных осужденных и консультируют: какие вопросы задавать, а какие нет.
В любом случае переговоры повышают шанс провести операцию без потерь, позволяя отслеживать настроение преступников, выигрывать время для сбора сил и средств. В случаях массовых беспорядков офицерам действовать проще, нет такого сдерживающего фактора. По итогам учений действия бойцов обязательно оцениваются руководителями подразделений в составе специально сформированного штаба.
Кстати
В соседней Республике Адыгея в декабре открылось отделение исправительного центра на базе молочного завода. Раньше около года осужденные добирались из Майкопа в Гиагинский район на автобусе предприятия. Теперь на территории производства создано благоустроенное общежитие для спецконтингентов со спальнями, кухнями, столовыми и душевыми. Руководство завода также будет трудоустраивать осужденных в цехах по производству фирменной продукции региона — адыгейского сыра.