<стр>Пробки на дорогах, загрязнение воздуха, нехватка парковочных мест и высокая стоимость личного транспорта — вот лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются жители крупных городов по всему миру. Городские электропоезда играют ключевую роль в организации эффективной транспортной системы, способной справиться с возросшими требованиями к мобильности.
Железнодорожный транспорт позволяет перевозить большое количество пассажиров за короткое время, что становится особенно важным в часы пик. Железные дороги также хорошо интегрируются с другими видами общественного транспорта, такими как метро или автобусные маршруты. Это создает единую транспортную сеть, позволяющую пассажирам легко пересаживаться и добираться до места назначения.
Современные электропоезда способны развивать высокую скорость, что значительно сокращает время в пути, поэтому они подходят для ежедневных поездок, в том числе и для автомобилистов. Добираясь на работу на поезде, они экономят время, а их выбор сокращает количество пробок и снижает потребность в больших парковках, которые занимают ценную городскую землю.
Также стоит помнить, что эксплуатация электропоездов способствует сокращению выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ в атмосферу. По сравнению с автомобилями они более экологичны, поскольку работают на электричестве, которое можно вырабатывать из возобновляемых источников энергии.
Мировой опыт показывает, что многие мегаполисы активно развивают железнодорожные сети в городских агломерациях. Например, Токио и Сеул имеют разветвленные системы маршрутов электропоездов, которые обеспечивают быстрое и удобное сообщение между центром города и его окраинами. В европейских столицах — Париже и Лондоне — также активно используются поезда, что позволяет им эффективно справляться с транспортными потоками.
В России примеры успешного использования городских электропоездов можно увидеть в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Владивостоке, Краснодаре, Калининграде, Уфе, Казани и других крупных городах. В Москве это проект Московских центральных диаметров, который стал ответом на растущие потребности жителей в быстром и доступном транспорте.
МЦД значительно улучшили транспортное сообщение между отдаленными районами и центром города. По данным столичного Департамента транспорта, ежедневно на диаметрах совершается около 1,4 млн поездок. За пять лет эксплуатации это уже более 1 млрд поездок.
«Важным преимуществом МЦД является сквозное движение из Московской области в Московскую область через центр Москвы. Еще одним ключевым отличием диаметров от обычного пригородного транспорта является движение по часам. Поезда ходят с небольшими интервалами, людям не нужно заранее смотреть расписание и ждать час, если они опаздывают на поезд», — говорит Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра транспорта и инфраструктуры.
Электропоезда «Иволга» были разработаны специально для перевозки пассажиров МЦД по заказу Правительства Москвы. Они принципиально отличались по уровню комфорта от стандартных электропоездов, курсирующих в столичном регионе.
«С открытием МЦД в эксплуатацию поступили первые поезда «Иволга», а сейчас мы видим уже четвертое поколение этих поездов. Диаметры развиваются очень быстро, а вместе с ними и подвижной состав. Более того, популярность МЦД продолжает расти, а значит, растет и потребность в современных поездах», — отмечает Павел Иванкин.
«Иволга 4.0» производства Тверского вагоностроительного завода поступила в эксплуатацию в мае этого года. Она сохранила все характеристики предыдущих моделей: сквозной проход, адаптивное освещение, информационные табло, беспроводные зарядные устройства, USB-порты у каждого сиденья, велопарковку и широкие двери. Кроме того, дверей стало больше — по три в каждом вагоне, за исключением головной. Такое изменение конструкции позволило сократить время посадки и высадки пассажиров примерно на треть, что особенно актуально на диаметрах с большим количеством пересадочных станций.
Новый поезд был оценен на XI Национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Поезд занял призовое место в номинации «Лучшее инновационное решение в области транспортных технологий». В прошлом году предыдущая модель поезда была удостоена такой же награды.
В этом году МЦД-3 полностью оснастили новыми поколениями «Иволги» — третьим и четвертым. В 2025 году такое же обновление ждет МЦД-4.
Фото: TMH