GENERICO.ruЭкономикаКрепостное право для мигранта: названы недостатки нового порядка трудоустройства иностранцев

Крепостное право для мигранта: названы недостатки нового порядка трудоустройства иностранцев

Люди неизменно поедут туда, где зарплаты выше

Государство подготовило механизм, призванный снизить текучесть кадров в строительной отрасли. Трудовые мигранты по сути будут привязаны к одному работодателю: согласно новому порядку, в патенте будет указана конкретная компания, а не специализация работника. В результате, как полагает Минстрой, приезжающие в Россию строители не поедут массово в курьеры или таксисты, «за длинный рубль». Однако, учитывая все специфические нюансы, связанные с трудоустройством и проживанием иностранцев в РФ, весьма вероятно, что данная мера не даст желаемого эффекта.

Люди неизменно поедут туда, где выше зарплаты

Речь идет о поправках в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Предполагается, что новый порядок в строительной сфере вступит в силу в апреле-июне 2025 года в зависимости от процедур согласования. В первую очередь он коснется граждан Узбекистана и Таджикистана — двух государств Центральной Азии, с которыми Москва заключила соглашения о найме в 2017 и 2019 годах. «Безвизовые» иностранные граждане имеют право работать в России при наличии патента, который они должны получить самостоятельно, обратившись в подразделения МВД. В 2024 году правительство установило квоты для мигрантов в строительной сфере, позволяющие трудоустраивать до 80% таких сотрудников.

В настоящее время в патенте не указывается работодатель — только профессия мигранта. Патент выдается максимум на 12 месяцев. В случаях, когда он истекает, а человек продолжает работать как ни в чем не бывало, предусмотрены виды наказания: иностранцу грозит штраф до 5 тыс. рублей или депортация, а компании придется выплатить государству до 800 тыс. рублей. Как правило, перед приездом в РФ мигранты заключают договор с работодателем, но ничто не мешает им переподписать его с другой компанией.

Мотивы Минстроя, автора инициативы, понятны: сегодня в строительной отрасли не хватает 25% от необходимого количества рабочих, или 200 тыс. человек. При этом работа на стройке — не самая легкая и не самая прибыльная: гораздо выгоднее быть курьером. <стр>«На первый взгляд нововведение напоминает крепостное право, — говорит директор Центра социально-экономических исследований Алексей Зубец. — Но меня больше смущают вопросы, связанные с реализацией. Как, например, остановив человека на улице, полиция будет выяснять, чем он занимается, работает ли он на ту ли компанию, название которой указано в патенте? Для этого нужна специальная база данных, где отслеживаются все перемещения. Какое-то время мигрант может находиться на территории России просто как турист, и ему не обязательно сразу устраиваться на работу, даже имея патент. Когда у тебя есть деньги, очень легко раствориться в воздухе, став невидимкой для властей. Таким образом, возникает проблема контроля: ты можешь написать в документе все, что угодно, но как ты потом проверишь реализацию?»

По-настоящему действенным способом удержать иностранца на стройке является только один способ — поднять ему зарплату. Если она будет намного ниже, чем у таксистов и курьеров, рано или поздно работник найдет способ сбежать. Конечно, если это не Крайний Север, откуда точно не сбежишь. Также известна проблема коррупции на рынке труда, вызванная нелегальной миграцией: работодатели «договариваются» с сотрудниками правоохранительных органов, чтобы те оставили в покое мигрантов (а их миллионы), у которых истек срок разрешенного пребывания в России. Соответственно, отмечает Зубец, кадры из строительной отрасли будут продолжать утекать, несмотря на усилия правительства.

«Подобного рода административные меры вызывают вопросы», — считает член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. – Мне вспоминается указ Президиума Верховного Совета СССР от июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и запрещении самовольного ухода с работы». Или срочные трудовые договоры без возможности увольнения в течение года, практикуемые в Белоруссии. Конечно, новый механизм частично решит проблему кадрового голода в строительной отрасли, поскольку не каждый мигрант решится перейти на полулегальную занятость, уйдя с предприятия, указанного в патенте. Но многих это не остановит, если им предложат зарплату в разы выше в других отраслях».

Кудюкин находит в ситуации и другой аспект: поскольку застройщики сегодня испытывают немалые трудности из-за непродления в июле программы льготной ипотеки для новостроек и общего падения спроса на жилье, может оказаться, что целевым мигрантам просто некуда будет девать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории