Каждый пятый боится потерять работу
Казалось бы, меньше всего сегодня стоит бояться сокращений персонала. Учитывая кадровый голод, который испытывают практически все компании, этого просто не может быть по определению. Тем не менее, результаты соцопроса, проведенного одной из торговых площадок, ошеломляют.
Каждый пятый россиянин (точнее, 19%) боится… потерять работу в 2025 году. Год назад таких было всего 5%.
Результаты исследования показывают, что больше всего боятся остаться без средств к существованию работники финансового сектора. И, по мнению экспертов, эти опасения не беспочвенны. Из-за высокой ключевой ставки и ужесточения регулирования эта отрасль переживает не лучшие времена. В наступающем году финансовый сектор экономики намерен экономить и оптимизировать свой бюджет.
Хотя не все аналитики считают такой подход наиболее рациональным. «В нашем бушующем мире» ситуация меняется буквально каждый день, и то, что сэкономлено сегодня, завтра обернется дополнительными инвестициями в поиск и обучение новых сотрудников.
Люди в возрасте 35-45 лет также больше всего боятся остаться за воротами компании. Это понятно. Если спасательный круг предпенсионного возраста заключается в том, что в случае увольнения их ждет заслуженный отдых и ежегодная индексация пенсий, то у этой категории граждан такого спасательного круга нет. До пенсии еще далеко, и рассчитывать можно только на свои силы…
По данным Росстата, в этом году российским компаниям не хватало около 2 млн рабочих рук — и взять их было неоткуда. При минимальном уровне безработицы в 2,3% свободных рук просто нет. Даже если всех безработных трудоустроить, они не заполнили бы имеющиеся вакансии. На биржах труда зарегистрировано около 300–400 тыс. человек.
Тогда откуда у наших сограждан страх потерять работу? И что им делать?
Финансовый аналитик Сергей Дроздов считает, что в нынешних реалиях история с сокращениями неактуальна. «Раньше, — говорит он, — был рынок работодателя, сейчас рынок наемного работника. Может быть, некоторые топ-менеджеры боятся остаться невостребованными. Но не низшее и среднее звенья.»
Однако московский психолог Евгений Идзиковский придерживается несколько иного мнения:
— Я бы сказал, что опасения некоторых россиян не надуманы, — поясняет он. — Так или иначе, многие эксперты прогнозируют определенный спад в экономике в следующем году. Со всеми вытекающими последствиями. И люди, работающие в конкретных отраслях, по словам работодателей, знают или предвидят те трудности, которые могут их коснуться.
Поэтому человек размышляет «что будет, если…»
— Этот дефицит размазан по разным отраслям и профессиям. Например, сегодня остро не хватает дворников. Но вряд ли, скажем, компьютерщика устроит такая перспектива. Профессия непрестижная и малооплачиваемая. У нее есть несколько условий. Во-первых, чтобы не терять деньги, то ему нужна работа в родном городе недалеко от дома и, конечно, знакомая.
Если сложить все эти «хотелки», то окажется, что есть о чем подумать и поволноваться.
— Живите в парадигме того, что через несколько лет вам придется сменить профессию, готовьтесь к такому шагу. Это не обязательно произойдет, но допускать такой вариант необходимо. Поэтому нужно постоянно учиться, повышать свои знания.
Мир устроен так, что, как писал Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес», чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться, нужно бежать очень быстро.
Иначе можно не успеть, и тогда возникнут трудности.
Но так было всегда. Те, кто более квалифицирован, кто уверен в своей карьерной траектории, не боятся потерять работу. То есть те, кто растет и старается. А вот тем, кто не уверен в своих силах, нужно не стоять на месте, а совершенствоваться.