60~br>60~Чемпионат России по прыжкам с трамплина среди мужчин-фигуристов выдал сенсационную победу, но остался без главного события, которого все ждали — исторического акселя в четыре с половиной оборота. Спортивный корреспондент — о том, как все было.
Задачи по математике
Чемпионат России по прыжкам с трамплина начался неожиданно с появления на льду… прошлогодней победительницы турнира Маргариты Базылюк, которая решением организаторов была отстранена от участия в турнире в этом году вместе с другими юниорками. Поскольку детям якобы легче делать четверные, чем взрослым, Марго продемонстрировала, что это не так. Юной звезде была предоставлена почетная миссия имитировать для зрителей прыжки, которые будут делать участники, но вместо этого она упала на четверном тулупе, а со второй попытки сделала «баттерфляй». Правда, потом исправилась, выполнив каскад из четверного сальхова и тройного тулупа.
Сэм Турнир начался с бабочки иного рода. По непонятной причине в результаты Марка Кондратюка, выступавшего под первым стартовым номером в 1/8 финала мужских соревнований, закралась математическая ошибка, из-за которой бронзовый призер олимпийской сборной потерял около трех очков. Как обычно, первыми забили тревогу болельщики в публичных группах, затем к ним присоединились журналисты, а к середине первого тура оргкомитет по громкой связи объявил, что «сбой» будет устранен.
Что касается контента, который исполняли участники, то Николай Угожаев и Матвей Ветлугин достигли условного максимума: они собрали самые ценные четверные прыжки в каскадах с тройным акселем.
Возможно, для кого-то стало неожиданностью, что именно эти два фигуриста вышли на первое место, но с другой стороны, участникам и не нужно было раньше времени проявлять героизм. Достаточно мягкая система плей-офф позволила им пройти в решающие раунды за счет стабильного выступления и не самого экстремального контента. Самой неожиданной потерей турнира на старте стал первый чемпион России по прыжкам Григорий Федоров.
«Мы посовещались и решили, что нужно что-то сказать»
Перед четвертьфиналом оргкомитет продолжал использовать (опять же не очень удачно) Маргариту Базылюк в качестве своеобразной модели прыжков, а ребята — с переменным успехом, собирая четверные. К тому времени зрители, судя по всему, уже немного устали. Ведущие не сразу стали рассказывать о том, что происходит на льду. Алексей Ягудин сказал: «Мы поговорили и решили, что надо что-то сказать». Переговоры не сильно помогли — первые полтора часа турнира выбили только половину участников. Учитывая, что впереди были еще женские и парные соревнования, чтобы не растягивать действо на шесть часов, вместо двух стартовых туров у мужчин вполне можно было бы провести один.
Ну а главная потеря четвертьфинала — один из сенсационных лидеров. Причем потеря была довольно спорной: Ветлугину не засчитали каскад, хотя он начал его исполнять в последние отведенные секунды. К тому же в официальной таблице сумма баллов за те элементы, которые все же были засчитаны, оказалась ошибочной. На самом деле, можно было подать протест, но до этого так и не дошло: даже правильный подсчет не позволил бы Матвею выйти в полуфинал.
Четверного акселя мы так и не дождались
Третий тур прошел без прелюдии в исполнении прошлогоднего чемпиона: вероятно, решили, что эксперимент не удался. Или пожалели молодого фигуриста: ведь на этом этапе турнира один из элементов уже стал каскадом из трех прыжков. Ошибок здесь было больше, но судьи, стоит отметить, не озлобились и часто закрывали глаза на кривые приземления. В итоге Угожаев квалифицировался в качестве лидера для решающей схватки, Евгений Семененко набрал вторую сумму, а тот, кого многие считали фаворитом чемпионата, Владислав Дикиджи, вышел в финал с третьего места. Замкнул квартет сильнейших Кондратюк, который в тот день, кажется, не допустил ни одной ошибки на своем коронном тройном акселе.
~«
«Сегодня посмотрим, чего мы все ждем?» — спросил ведущий вечера Максим Траньков у тренера Дикиджи Олега Татаурова перед «Финалом четырех». «Надеюсь», — ответил тот. Конечно, речь шла о четверном акселе. Чемпион России по фигурному катанию не раз исполнял этот уникальный элемент на тренировках, но ни разу на соревнованиях. Во время чемпионата страны в Омске у Влада спросили, стоит ли ожидать исполнения четверного акселя на турнире по прыжкам? «50 на 50, как получится», — ответил он тогда.
В итоге зрители «Юбилейного» затаили дыхание, но… не дождались. Дикиджи явно решил не упускать синицу в руках и не захотел рисковать хорошими призовыми, отдав предпочтение более стабильным элементам. Ну а слава «нашего Малинина» — как известно, «кваксель» чисто на соревнованиях исполнял только русский американец — пока остается журавлем в небе. Однако увидеть этот уникальный элемент мы сможем уже в воскресенье: Дикиджи отобрался в командный турнир, где москвичи будут соревноваться с петербуржцами.
Но главный претендент на победу в итоге не смог выиграть личный турнир. Возможно, драгоценных очков не хватило именно из-за нежелания Дикиджи идти ва-банк. Он занял второе место, уступив Угожаеву, который прыгал на четыре раунда стабильнее и чище. В борьбе за бронзу Кондратюк в последний момент опередил Семененко.
Ну а если говорить о причинах, по которым мужской индивидуальный турнир по прыжкам остался без «гвоздя программы», которым мог стать четверной аксель, то, конечно, нет смысла ругать Дикиджи за нежелание рисковать. Дело в том, что на третьем году проведения чемпионата России по прыжкам (а если считать прыжковые фестивали, то на пятом) его организаторы до сих пор не могут найти его оптимальный регламент. Например, в воздухе висит такой вопрос: зачем нужен каскад из пяти прыжков в финале, который не имеет абсолютно никакой практической ценности в фигурном катании? Зрелищным его тоже не назовешь: чисто и так, чтобы это не выглядело «надуманно», этот элемент выполнить практически невозможно. А вот энергии он отнимает колоссальное количество. Совместить его с четверным акселем, который тоже невероятно энергозатратный прыжок, вряд ли возможно. Стоило ли вообще об этом тогда говорить?
Наконец, важен тот факт, что мужской турнир длился почти три часа. И это без единого перерыва. Это очень долго даже с чисто физиологической точки зрения. Ведь антракты в театре придуманы не просто так. Если чемпионат по прыжкам с трамплина хочет стать по-настоящему значимым — а тем более вернуться на международную арену, что было бы мегакруто, так как именно Россия его возродит, — нужна прежде всего стабильность в формате, регламенте и, как бы странно это ни звучало в эпоху, когда калькуляторы стали анахронизмом, корректный подсчет очков.