В Физическом отделении РАН более трех десятков вакансий академиков и членов-корреспондентов
В этом году в Физическом отделении РАН намечается что-то вроде смены поколений. Российская академия наук объявила о выборах новых членов — академиков и членов-корреспондентов, которые состоятся в мае 2025 года. Согласно утвержденному перечню вакансий по специальностям, для физиков выделено более трех десятков (!) вакансий, почти столько же, сколько в крупнейшем Отделении медицинских наук РАН. Обозреватель «МК» узнал об основных тенденциях предстоящих выборов.
тестовый баннер под заголовком image
Что касается общей процедуры выборов, то особых изменений не ожидается. С 13 января по 26 февраля любой желающий может подать заявку на замещение вакантных должностей академиков и членов-корреспондентов РАН по кафедрам и специальностям, утвержденным Президиумом РАН.стр> <стр>Право выдвижения кандидатов предоставлено научным организациям и организациям высшего образования, а также ученым советам Академии. Выдвижение кандидатов, как и в прошлый раз, то есть при выборах в 2022 году, осуществляется на заседаниях научных и научно-технических советов или президиумов тайным голосованием простым большинством голосов. Право выдвижения кандидатов в академики предоставлено также академикам Российской академии наук, а в члены-корреспонденты — любому члену Академии. Как и прежде, предельная численность членов Академии утверждается Правительством Российской Федерации. В этом году, как и в 2022 году, она составляет 2154 человека.
Теперь о тенденциях, которые сразу бросаются в глаза при беглом просмотре списка вакансий, опубликованного на сайте РАН. Среди 16 тематических и региональных отделений выделяется Физическое отделение РАН, в котором 14 (!) вакансий академиков и 20 (!) членов-корреспондентов. Это связано, увы, с большим количеством членов этого отделения, ушедших из жизни за последние три года. В печальном списке из 14 академиков такие известные имена, как Сергей Багаев, Владимир Захаров, Олег Крохин, Александр Гуревич, Алексей Старобинский, Валерий Рубаков и многие другие.
Понятно, что сокращение числа вакансий (такую тенденцию отмечали многие члены РАН на предыдущих выборах) в такой ситуации было бы нелогичным. Тем более, что физика является приоритетным направлением в науке в нынешнее непростое для страны время.
Если говорить о самом многочисленном отделении, то это по-прежнему Отделение медицинских наук Российской академии наук, где открыто 20 вакансий академиков и 26 членов-корреспондентов, что также соответствует числу ушедших.
Наименьшее количество вакансий — в Отделении глобальных проблем и международных отношений РАН. Там открыта всего одна вакансия по специальности «Международные финансы» — член-корреспондент.
Между тем, в целом количество вакансий в этом году на 56 меньше, чем в 2022 году, что, вероятно, говорит о более гибком подходе к вопросу.
Кстати, еще одна примета времени: в этом году при рассмотрении кандидатов на вакансию «Академик РАН» возрастной ценз не будет действовать (в 2022 году на момент избрания академику должно быть не более 60 лет). Многие в Академии это поддерживают, так как многие выдающиеся ученые и в 61, и в 65, и даже в 70 лет могут быть полезны обществу.
Но вопрос старения Академии все равно требует решения.
– Дело не в том, что около 40 процентов наших академиков старше 80 лет, – делится один из членов РАН. – Их нельзя равнять со всеми остальными. В некоторых странах, где есть подобие нашей Академии, например, в КНР, есть четкое разграничение: если вы достигли определенного возраста, вы добровольно переходите в разряд почетных членов Академии, сохраняя при этом все заработанные вами льготы. Единственное, чего лишен такой почетный член Академии, так это необходимости посещать заседания и голосовать. А посмотрите, что с нами иногда происходит на важных заседаниях, когда нам приходится голосовать хотя бы 50 процентами от списочного состава: нам едва удается обеспечить кворум.