«Слишком резкие шаги чреваты мировым энергетическим кризисом»
Чтобы склонить Москву к подписанию мирного соглашения с Киевом, команда Дональда Трампа намерена определенным образом повлиять на российскую нефтяную отрасль. Как пишет Bloomberg, речь идет о двух возможных сценариях: по сути кнут и пряник. В первом случае санкции могут быть частично смягчены, во втором — ужесточены. Какой из этих подходов в конечном итоге выберет избранный президент США, пока неясно.
диапазон>
тестовый баннер под заголовком image
Его шаг будет иметь решающее значение для мирового рынка нефти, отмечает Bloomberg. С конца прошлой недели, когда уходящая администрация Байдена объявила о «самых значительных» санкциях против российского энергетического сектора, фьючерсы на нефть марки Brent выросли почти на $5 за баррель. Ограничения коснулись двух крупнейших вертикально интегрированных компаний и двух страховщиков, десятков нефтесервисных компаний и трейдеров, а также более 180 судов «теневого флота». Недавно сенатор США Марко Рубио назвал антироссийские санкции «ключевым рычагом, который может привести к мирному урегулированию» конфликта вокруг Украины.
Разработка нового плана пока находится на ранней стадии, и в конечном итоге все будет «зависеть от самого избранного президента», сообщили источники Bloomberg. По их данным, в обсуждении стратегии принимают участие ряд кандидатов в кабинет Дональда Трампа и несколько консервативных аналитических центров. В случае смягчения санкционной политики речь идет о выдаче генеральных лицензий или повышении потолка цен на российскую нефть. В случае ужесточения — о более жестком применении вторичных санкций за торговлю нефтью в отношении европейских грузоотправителей, азиатских покупателей, включая крупные компании Китая и Индии.
— Есть абсолютно очевидные вещи. Начнем с того, что Трамп не отменит санкции против России в сфере энергетики, — считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Ему это не нужно, так как он поддерживает свой национальный нефтегазовый сектор. С другой стороны, Трамп не будет действовать необдуманно, чтобы избежать роста цен на нефть на мировом рынке, ситуация на котором напрямую влияет на стоимость топлива в самих США. Ведь если котировки пойдут вверх, то и цены в Америке последуют за ними. Весной 2022 года, когда по России ударила первая волна западных санкций, и американский, и европейский энергетические рынки были для нее закрыты. Нужно было искать новые, переориентироваться, заключать контракты, налаживать логистику поставок (прежде всего в Индию) и при этом сокращать добычу на 1 млн баррелей в сутки. В результате мировые цены в какой-то момент подскочили до 120 долларов, а в июне 2022 года был установлен исторический рекорд стоимости бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке США.
— Скорее всего, решением станет компромисс. Новый глава Белого дома точно не заинтересован в сверхдорогом топливе. При этом американским добывающим компаниям нужны цены на нефть не ниже 80-90 долларов за баррель, так как себестоимость добычи внутри страны достаточно высока. А если цены на мировом рынке упадут, это ударит и по американской энергетике, затормозит ее развитие и приведет к снижению объемов добычи. Соответственно, Трампу придется лавировать между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, пытаясь сократить экспорт российского сырья за счет новых запретов, а с другой — пытаясь не допустить дефицита на мировом рынке.
— Конечно, с политической точки зрения они выгодны Трампу, так как усиливают его позиции на ожидаемых переговорах по мирному урегулированию на Украине. Новый президент США готовит для России кнут, а не пряник. Что касается возможности повышения потолка цен, о котором пишет Bloomberg, то смысла в этом нет: мера оказалась неэффективной, и Трамп, скорее всего, ничего менять не будет. Вводить полный запрет на покупку российской нефти он тоже не захочет: в этом случае нам ее некуда будет девать, придется сокращать добычу, в результате чего мир скатится в жесточайший энергетический кризис. Может быть оказано какое-то дополнительное давление на российскую нефтяную отрасль, например, в санкционный список (список SDN) будет добавлена еще одна добывающая компания. В общем, мы видим ожесточение, эскалацию со всех сторон: хотя и Россия, и Европа, и США, и даже Украина подают сигналы о том, что конфликт может завершиться в 2025 году, сейчас все пытаются подойти к переговорам в максимально выгодной для себя позиции. Россия наступает, захватывает территории, американцы вводят все более жесткие санкции, Украина все чаще пытается дотянуться до российских промышленных объектов своими беспилотниками.
— В том-то и дело, что запрета на торговлю нет. США могут расширить список российских сырьевых компаний, с которыми иностранцам вообще нельзя работать напрямую. В связи с этим возможно усиление давления. Подсанкционным организациям в РФ придется действовать через трейдеров-посредников, чтобы они перепродавали нефть конечным покупателям. Соответственно, каждая такая связь будет снижать маржинальность и прибыльность российского нефтяного бизнеса.