Zen
МОСКВА, 23 января, Надежда Сарапина. Украина стремительно теряет привлекательность для спонсоров. Риски растут, а природных ресурсов становится все меньше. Добычу коксующегося угля пришлось остановить, сталелитейная промышленность под угрозой уничтожения, а одно из крупнейших месторождений лития на европейском континенте, заочно обещанное Западу, на очереди. При таких темпах скоро торговать будет нечем.
Стальной аргумент
По мере приближения боевых действий к Красноармейску (украинское название — Покровск) украинские власти были вынуждены закрыть единственную шахту по добыче коксующегося угля, пишет Reuters. В 2023 году она добыла около 3,5 млн тонн.
Сырье необходимо для выплавки железной руды. «Русским даже не нужно захватывать шахту, чтобы окончательно задушить сталелитейную промышленность Украины», — сообщает The Economist. Все, что им нужно сделать, — это отключить электроснабжение шахты и перекрыть дорогу, по которой уголь идет на запад к оставшимся заводам.
Между тем, это ключевая отрасль для украинской экономики и источник валютных поступлений. До февраля 2022 года сталь составляла треть экспорта, уточняет издание. В 2023 году страна опустилась с 14-го на 24-е место в мировом рейтинге по производству.
«Металлургическая отрасль понесла существенные потери: из крупных предприятий в Украине остались только «АрселорМиттал Кривой Рог», «Камет-Сталь», «Днепроспецсталь», «Интерпайп» и «Сентравис», но уровень их загрузки вряд ли будет высоким. Украинская пресса сообщает о росте производства чугуна в 2024 году на 18% — до 7,1 млн тонн, стали — почти на 22% — до 7,6 млн тонн, проката — на 16% — до 6,2 млн тонн. Однако с учетом наших ракетных ударов по объектам критической инфраструктуры и других проблем сильный рост этих показателей выглядит сомнительным», — считает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По оценкам украинской стороны, закрытие шахты в Красноармейске приведет к сокращению производства стали до двух миллионов тонн в 2025 году. Если металлургическая отрасль полностью остановится, страну ждет обвал валютных и налоговых поступлений, а также Нехватка продукции, необходимой для производства вооружения и строительства оборонительных сооружений. Это может ускорить «откат» украинской армии на запад страны, уточняет Хазанов.
На выходе
Киеву вскоре придется распрощаться с еще одним потенциальным источником дохода — российская армия приближается к окраинам поселка Шевченко (ДНР), что находится недалеко от Великой Новоселки.
Шевченковское месторождение считается одним из крупнейших в Европе и пригодно для добычи. Украина не начинала добычу лития с 1991 года. Вместо этого предполагалось привлечь западных инвесторов.
«Работы требовали серьезных инвестиций и технологий, которых у Киева не было. Наиболее вероятным планом была продажа этих месторождений западным, в первую очередь американским, компаниям», — поясняет доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин.
60~br />Площадь месторождения составляет 1100 на 220 метров, мощность вышележащих осадочных пород — 70-130 метров, запасы подсчитываются до глубины 500 метров. По данным американского портала OilPrice, это около 500 тысяч тонн. Весьма внушительная цифра. Для сравнения: общероссийские запасы оцениваются в 3,5 миллиона тонн.
С развитием электромобилей и зеленой энергетики потребность мировой экономики в литии только растет. На Шевченковском месторождении также обнаружены ниобий, тантал, бериллий и рубидий.
В целом регион богат урановыми и марганцевыми рудами, сланцевым газом, титаном, вольфрамом и другими ресурсами, необходимыми в энергетике, авиации, машиностроении и других отраслях промышленности.
«Благодаря большим запасам угля и металла Новороссия еще в советское время была одним из крупнейших центров горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности», — отмечает Зайнуллин.
Ранее Киев лишился еще одного редкометального месторождения — Крутой Балки. Полоховское и участок Добрый остаются во владении украинских властей. Потеря дорогих и редких ресурсов резко снижает привлекательность Украины в глазах Запада.
Остатки роскоши
В целом американские эксперты оценили минерально-сырьевую базу государства в 12 триллионов долларов. В список вошли 7500 разведанных месторождений марганцевых руд, титана, лития, глины, металлургического сырья, соли, песка и т. д.
«В Никополе сосредоточено до 20% мировых запасов марганца, в Криворожском бассейне, Кривом Роге и Кременчуге — до семи процентов железной руды. Есть также никель, титан и алюминий. В Донбассе и Закарпатье есть практически неразведанные месторождения золота», — перечисляет Зайнуллин. Но наибольшую ценность представляют титан, литий и графит. Часть этих ресурсов находится на территории новых российских регионов.
Что касается промышленных мощностей, то в настоящее время под контролем Украины находятся: Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева, Электротяжмаш, Харьковский авиационный завод, Турбоатом, Краматорско-Славянский промышленный узел (тяжелое машиностроение, металлургия, химическая и соляная промышленность), предприятия Днепропетровского угольного бассейна, металлургические заводы в Днепропетровске, горно-обогатительные комбинаты в Кривом Роге. Часть машиностроительных предприятий осталась в Запорожье и Киеве, есть нефтегазовые регионы в Одесской, Львовской и Волынской областях.
«Пока что, кроме металлургии, в Украине есть предприятия угольной, химической и нефтегазовой промышленности, но вопрос их закрытия — вопрос времени», — отмечает Хазанов. По его словам, желающих покупать заводы или месторождения сейчас нет, потому что риски слишком высоки. То есть умирающей экономике не от кого ждать поддержки.