Какие алкогольные напитки победят в битве за кошельки россиян
2025 год только начался, а российский рынок алкоголя переживает очередной ценовой шок. Поставщики импортных вин предупредили о росте цен к марту на 10-15% из-за повышения пошлин, изменения курса валют и увеличения расходов на логистику. Эта новость станет существенным ударом не только для тех, кто привык потреблять качественные зарубежные вина, но и для всей алкогольной отрасли, включая отечественное производство. «МК» выяснил, как новая волна повышения цен отразится на ассортименте вин и потребителях' кошельки.
тестовый баннер под изображением заголовка
Ожидаемый рост цен, по заявлениям импортеров, является результатом совокупности нескольких факторов. Ключевую роль играют таможенные пошлины: в августе 2024 года они были повышены до 25% (минимум 2 доллара за литр) для продукции из стран, отнесенных к «недружественным». Дополнительное давление оказывает курс рубля. Ослабление рубля в конце прошлого года на фоне экономической нестабильности привело к удорожанию закупки зарубежного алкоголя, а также к росту расходов на логистику. Растут также расходы на складирование, акцизы и сопутствующие материалы, что в совокупности делает импортное вино менее доступным для отечественных потребителей.
По данным одной из компаний-дистрибьюторов, импортеры были вынуждены внести изменения в свои цены еще в январе 2025 года. К февралю-марту коррекция достигнет розничных цен: бутылка иностранного вина в магазине подорожает в среднем на 10-15%.
Подорожание иностранного вина имеет эффект домино, затрагивая не только сегмент импортного алкоголя, но и позиционируя отечественные вина в совершенно новом свете. По мнению экспертов, рост спроса на продукцию российских винодельческих предприятий неизбежен, однако они не смогут полностью удовлетворить растущие потребности.
«В результате вина местного производства также подорожают — это либо прямой рост цен, либо косвенный: в ассортименте магазинов станет меньше бюджетных вариантов, а основная часть продаж сместится в средний и премиальный сегменты», — рассказала «МК» винный эксперт и сомелье Ирина Светлова.
Такие ценовые изменения существенно коснутся ресторанов, кафе и баров. Уже сейчас представители отрасли отмечают рост отпускных цен здесь на 10-15%. Владельцам заведений придется пересмотреть стоимость винных карт, переложив дополнительную финансовую нагрузку на клиента. Таким образом, стоимость бокала импортного вина в ресторане увеличится, а посещение заведений общепита станет для гостей еще дороже.
Для среднестатистического российского потребителя средняя стоимость бутылки европейского вина может увеличиться на 150–300 рублей в зависимости от марки, объема и региона покупки. Например, если в декабре 2024 года цена за бутылку составляла 1000 рублей, то к марту она вполне может достичь 1100–1150 рублей.
Покупатели, привыкшие к доступным ценам на импортное вино, скорее всего, будут искать альтернативы. Это приведет к повышению интереса к более доступным в текущих условиях винным трендам, таким как продукция из СНГ или Южной Америки.
Однако существенной замены французским, итальянским или испанским винам, которые за последние десятилетия приобрели особую популярность в России, пока не предвидится, подчеркивает Светлова. Помимо вкусовых предпочтений, российские производители, несмотря на все усилия, все еще отстают от премиальных брендов из-за рубежа по уровню репутации и узнаваемости.
Исходя из текущей ситуации, 2025 год обещает стать годом перемен для российского винного рынка. На фоне новых условий возрастет роль ценового фактора: потребители будут более осознанно выбирать вино, отдавая предпочтение экономичным вариантам.
Однако в краткосрочной перспективе пересчет стоимости вина все равно будет болезненным для российских покупателей. Нельзя не заметить постепенное превращение винного рынка в категорию «недоступных удовольствий» для части населения. Потребителям, не купающимся в деньгах, придется либо подстраиваться под новые цены, делая выбор в пользу местного и недорогого алкоголя, либо сокращать частоту покупок. В любом случае, россияне' Привычка выбирать вино как часть своей культуры потребления снова подвергается испытанию на прочность.