GENERICO.ruНаукаТринадцатый американец на Луне: эксперт раскрывает следующую цель Starship

Тринадцатый американец на Луне: эксперт раскрывает следующую цель Starship

Илон Маск потерял свой седьмой экспериментальный корабль

Илон Маск в очередной раз «сжег» около 100 миллионов долларов. Именно столько стоит запуск 120-метрового сверхтяжелого Starship, который предназначен для полетов на Марс. А если быть точнее, то седьмая попытка оказалась лишь частично успешной, порадовав лишь жителей Кубы ярким «фейерверком» разваливающегося в небе корабля. Маск, как всегда, отнесся к неудаче легкомысленно (или сделал вид) и заявил, что этот запуск — не более чем выбоина на дороге, и совсем скоро он снова запустит в небо еще один Starship. Обозреватель МК совместно с экспертом по космонавтике проанализировали подробности непростого марсианского пути Илона Маска.

Илон Маск потерял седьмой экспериментальный корабль

тестовый баннер под заголовком изображения

Starship — самая большая, крупная и мощная ракета-носитель в истории, состоящая из двух ступеней: ускорителя Super Heavy и космического корабля Starship. Обе ступени оснащены двигателями Raptor и используют в качестве компонентов ракетного топлива жидкий метан (топливо) и жидкий кислород (окислитель).

Итак, если не считать многочисленных предыдущих попыток, начавшихся в 2019 году, история полноценных запусков Starship берет свое начало с 20 апреля 2023 года. Именно в этот день состоялся его первый, частично успешный запуск. На четвертой минуте, пролетев несколько десятков километров, ракета и корабль вошли в неуправляемое вращение. Разделение ступени не удалось, и ракета была уничтожена. Маск отдал приказ взорвать комплекс в воздухе, чтобы он не повредил стартовую площадку при падении.

Вторая попытка была предпринята 18 ноября 2023 года — 33 двигателя первой ступени отработали в штатном режиме. Разделение ступеней произошло на высоте 70 км, после чего первая ступень взорвалась из-за резких перегрузок после разделения.

Затем, уже в 2024 году, SpaceX вывела на суборбиту (высотой до 100 км) еще четыре корабля, но успешными из них оказались только два: отправленные 6 июня и 13 октября.

Программу первого полета Starship в 2025 году (седьмого по счету) планировалось расширить по сравнению с предыдущими запусками. Это был усовершенствованный прототип корабля — Starship v2 с макетами десяти спутников связи, напоминающих спутники Starlink. Они должны были разделиться и затем сгореть в атмосфере. Сам корабль планировалось мягко приземлить в Индийском океане (чтобы потом собрать с него полезную информацию). А первую ступень планировалось посадить с помощью специального посадочного устройства Mechazilla.

С первой ступенью все прошло как по маслу — это была уже вторая ее успешная посадка в «объятиях» «Мехазиллы». Но вторая ступень, то есть сам корабль, через 8 минут перестала передавать информацию, и SpaceX вскоре признала свою потерю.

По предварительной информации (она появилась в соцсети Илона Маска), разрушение корабля могло произойти из-за большой утечки топлива. Однако основатель компании тут же добавил, что это не проблема: «Пока ничто не указывает на то, что следующий полет Starship придется отложить на следующий месяц». А также добавил: «Успех сомнителен, но развлечение гарантировано!» «Развлечение» действительно удалось — корабль был уничтожен над Карибским морем настолько эпично, что многие кубинцы приняли это за прилет инопланетян. А Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выступило с заявлением о временном пролете района падения обломков космического корабля.

Следует отметить, что этот шаг FAA явно свидетельствовал о том, что обломки космического корабля падали за пределами определенных закрытых зон. Однако этот аргумент был опровергнут в пресс-релизе, появившемся на сайте SpaceX. В нем говорится о пожаре, вспыхнувшем в кормовой части Starship, в результате чего он развалился и упал в Атлантический океан «в пределах заранее определенных опасных зон».

23 года назад, при основании своей компании, Илон Маск заявил, что его главная миссия — заселение других планет, и если не в 2028, то в 2033 году ему это «с наибольшей вероятностью» удастся. Возможно, сейчас он немного сдвинул свои планы, но останавливаться точно не собирается. Об этом же свидетельствуют и предстартовые испытания нового корабля для очередного, восьмого экспериментального запуска.

– Как и многие, я поначалу не верил в эту идею со Starship — она казалась мне за гранью технической осуществимости. Но когда Маск «поймал» первую ступень два раза из трех — помните это зрелище, от которого у многих глаза на лоб полезли — мы поняли, что этот парень и его команда могут сделать фантастику былью. Так что теперь я допускаю, что рано или поздно они научат летать и вторую ступень. <стр> <стр>– Я с этим согласен. У этих двух людей тоже очень похожие методы. Если вы почитаете статьи Королева, то они всерьез упоминали, скажем, операцию сварки ракеты прямо на стартовом столе. Это очень близко к тому, что делает Маск. Потом – методика проведения летных испытаний по принципу: запустим и по ходу разберемся – точь-в-точь как у Королева. Вот так он учил летать Р-7.

А вспомните, как Маск начал запускать свой Falcon-9 (ракета-носитель большой грузоподъемности – Ред.)? А после – как он научился сажать его ступени с той же надежностью, с которой люди запускают ракеты. Его старые ступени летают уже двадцатый раз! Понятно, что между полетами они проходят какую-то необходимую обработку, но они научились делать то, чего больше никто не умеет. Однако это не значит, конечно, что он сможет реализовать все свои грандиозные планы.

– Маск подписал контракт с NASA на полет на Луну и высадку тринадцатого американца и первой американки (сейчас это запланировано на середину 2027 года). Но одно дело облететь вокруг Земли, и совсем другое – слетать на Луну, высадиться на нее и вернуться обратно. Будет столько дополнительных задач, например, как провести множество необходимых дозаправок на орбите для такого огромного корабля!

– Да, он перестал быть просто главным конструктором уникального научно-производственного предприятия замкнутого цикла. Теперь, как чиновник новой администрации, его внимание будет раздвоено. Но… Вряд ли это охладит его желание покорить Марс. Кроме того, у него теперь будет новый шеф NASA, который летал на его корабле дважды в качестве командира. Я слышал, что американцы уже обсуждают идею отказа от старой лунной миссии «Артемида» с участием корабля «Орион» и ракеты-носителя SLS. Зачем Маску лишние сущности?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории