МОСКВА, 2 февраля«Тополиный пух» и «Снегири» гремели на всю страну в конце 90-х. «Белый» солист «Иванушек International» Олег Яковлев стал одной из самых противоречивых фигур на российской поп-сцене. Из-за своей необычной внешности его то обожали, то ненавидели. С годами история его смерти обросла мистическими слухами. Совпадение или судьба?
С чего все начиналось
Монгол Чойбалсан, 1969 год: 42-летняя учительница русского языка Людмила Гомбожаева знакомится с 18-летним призывником из Узбекистана. Короткий роман оставляет после себя сына, родившегося 18 ноября 1969 года, которому мать дает отчество своего отца — Жамсараевич.
«Я понимаю, что это был красивый, страстный роман. Я не чувствую себя брошенным. Мне даже не интересно, как выглядит мой отец», — рассказывал позже Олег.
Когда мальчику было 5 лет, они с мамой переехали в Бурятию. Здесь произошло первое маленькое чудо — 9-летний Олег сам поступает в музыкальную школу. Его мама берет кредит на приморское пианино за 675 рублей — почти годовую зарплату. Затем семья переехала в Ангарск, где он пел в хоре при Дворце пионеров. Мечты о сцене не давали ему покоя, и после окончания школы талантливый юноша уехал в Иркутск.
Путь к славе оказался тернистым. В Иркутском театральном училище его не принимают на специальность «Актер драматического театра и кино» из-за «непонятной внешности»: «что «то ли узбек, то ли бурят, то ли немножко русский». «С такой непонятной внешностью ты не имеешь права находиться на сцене русского драматического театра», — сказали ему на прослушивании. Но упрямый Олег не сдается и поступает на факультет театра кукол, который позже заканчивает с отличием.
«Не хочу добровольно прятаться за ширмой», — решает амбициозный Олег и уезжает покорять Москву.
В столице все складывалось удачно: ГИТИС, работа в Театре Джигарханяна, которого Олег считал своим вторым отцом. Он играл с Любовью Полищук, Максимом Сухановым, но театр быстро наскучил. Джигарханян пригласил его в труппу, поддерживал материально, но даже это не удержало Олега.
«Мне было так стыдно, когда я ушла из труппы, ушла из первого состава, как будто я его (Армена Джигарханяна) предала. Но я решил, что мое призвание — петь», — рассказал Олег.
Карьера в «Иванушках»
1998 год становится переломным. Олег видит по телевизору объявление: «Иванушки International» ищут солиста. Он записывает на кассету «Белый шиповник» из «Юноны и Авось» и отправляет ее Игорю Матвиенко. Судьба делает крутой поворот.
Группа переживает кризис — Игорь Сорин, выступавший в группе с самого начала, рвется на свободу. Какое-то время «Иванушек» четверо, но когда Сорин окончательно уходит, его место занимает Олег.
Поначалу фанаты встречают его в штыки, скандируя имя предшественника. Все меняется после «Тополиной пух» и «Снегири» — песен, которые становятся его триумфом.
«Когда я пел заглавные партии в «Иванушках», они все становились хитами: «Беги, реви», «Золотые тучи», «Снегири», «Тополиный пух»… У меня есть дар — петь хиты именно так, как хочет композитор», — без ложной скромности рассказал Олег. Пятнадцать лет в группе пролетают как один день.
И тут появляется она — журналистка Александра Куцевол. «Синдром Йоко Оно», — пошутил Олег. «Она дала мне силы уйти».
В 2013 году Олег покинул группу, уступив место Кириллу Туриченко. Примечательно, что Игорь Матвиенко поддержал его выбор и разрешил исполнять хиты «Иванушек», но Олег взял только свои песни, оставив репертуар группы нетронутым.
Что было после «Иванушек»
После ухода из группы карьера развалилась как карточный домик. Радиостанции не брали его сольные песни, концертов становилось все меньше.
«Из разговоров с ним стало понятно, что продвигать творчество на нашем шоу-рынке очень сложно. И ему это давалось нелегко. У Олега были очень грустные глаза, даже если он шутил и веселился. Последний его альбом очень интересный! Но он не нашел должного отклика. Олег переживал, что после шумной славы он оказался не у дел. Его песни не крутили по радио. Отсюда и психозы, и срывы. Он был очень ранимым», — вспоминает певец Никита.
Начинается страшное: алкоголь становится утешением. «Олег был довольно замкнутым человеком, держался в себе. Его главной проблемой был алкоголь. Насколько я видела Олега, он был всегда навеселе, это началось еще в группе «Иванушки». У него была больная печень, цирроз, и ему категорически запрещалось пить. Но побороть алкогольную зависимость он не смог. «Хотя я пытался», — сказал бывший директор t.A.T.u Леонид Дзюник.
Мистические слухи, «проклятие» и смерть
Июнь 2017 года. «Обычная простуда», — сказал Олег, глотая леденцы от кашля. Он продолжал выходить на сцену, как и привык в «Иванушках», несмотря на лихорадку и плохое самочувствие.
«Двусторонняя пневмония, осложненная циррозом печени», — ставят диагноз врачи. 29 июня у Яковлева остановилось сердце. Ему было 47 лет.
<бр />После его смерти начали ходить слухи о «проклятии группы». Экстрасенсы указывали на мистические совпадения: Яковлев и Сорин родились в один и тот же год, 1969, оба Скорпионы по гороскопу, оба умерли молодыми. «Проклятие группы!» — кричали заголовки. Экстрасенсы говорили о «проклятиях и приворотах в мягких игрушках», которые выбрасывали поклонники.
Но коллеги отвергли мистику. «Какое проклятие? К сожалению, то, что случилось с Олегом, случается с огромным количеством творческих людей», — заявил Игорь Матвиенко.
«Люди умирают от цирроза без всякой мистики», — добавил Юрий Лоза.
60~br />История Олега Яковлева не о мистике. Она о мальчике из Монголии, который вопреки всем обстоятельствам пробился на большую сцену. А еще о цене славы, о попытках удержаться на высоте и о том, как легко потерять себя, когда стихают аплодисменты.