Антон Сихарулидзе стал полноценным главой федерации фигурного катания России и дал первую пресс-конференцию в новом статусе по главным вопросам — в том числе о допуске лучших фигуристов на Олимпиаду-2026.
Почему сейчас и чего ждать по Валиевой?Интриги на внеочередной конференции ФФККР не было. Сихарулидзе избавился «и.о.» единогласным решением делегатов. Оставался только один вопрос: почему все произошло именно сейчас? Ведь по плану все должно было пройти уже в следующем году. Предыдущий президент федерации Александр Горшков скоропостижно скончался в ноябре 2022 года, и раз уж организация жила больше двух лет с исполняющим обязанности, то могла бы подождать и еще год.
Вероятнее всего, причин здесь две.
Ну а на пресс-конференции после избрания президентом Сихарулидзе рассказал о некоторых итогах этих консультаций. Напомним, в чем суть. В документе ISU сказано, что претендент на статус нейтрального атлета — именно так допустят до олимпийской квалификации, а потом и до Игр наших фигуристов — «не должен ассоциироваться любым образом с персоной, отбывающей дисквалификацию за допинговое нарушение». Это же требование относится и к персоналу кандидата на олимпийскую путевку — то есть его тренеров, врачей и иное окружение.
Формулировка «ассоциироваться любым образом» сразу же всем показалась самой опасной. В российском фигурном катании отбывающие дисквалификацию за положительную допинг-пробу сейчас есть. Самый известный пример — Камила Валиева.
Ни один человек в здравом уме не будет обвинять ни в чем эту спортсменку лично, но запрещенный препарат в ее пробе нашли — это факт. А, значит, при желании формулировку «ассоциироваться любым образом» можно применить к любой фигуристке из ее группы. Если говорить конкретно, то вопросы могут возникнуть к двукратной чемпионке России Аделии Петросян, на данный момент безоговорочному фавориту на получение олимпийской путевки. По той же причине можно прицепиться и к новому чемпиону страны Владиславу Дикиджи, самому стабильному сейчас нашему фигуристу, вдобавок обладающему мощнейшим техническим арсеналом.
В том же документе ISU имеются и стандартные формулировки последних лет с требованием отсутствия активной поддержки СВО, а также связи с армией и силовыми структурами. Опять же, не секрет, что в сборной России есть фигуристы, представляющие ЦСКА. Ну а как этот критерий применяют, можно вспомнить на примере прошлогодних летних Игр в Париже. Международный олимпийский комитет (МОК) отсеял перед ними всех лидеров российской сборной, даже не объясняя причин.
Так что вполне можно допустить и то, что на зимних Играх-2026 всю элиту нашего фигурного катания тоже видеть не захотят. Вряд ли молчаливо поддерживающая отстранение россиян «фигурнокатательная семья» обрадуется, если «отстраненные» приедут и увезут половину олимпийского золота — а как минимум на столько наград высшего достоинства могут претендовать наши лидеры.
Позитивно, но без фамилийСихарулидзе как минимум настойчиво намекнул, что проблем с допуском наших чемпионов быть не должно. Для этого исторически очень осторожного — с его опытом работы в политике — чиновника это более чем серьезное заявление.
«
"Основное — это неучастие самого спортсмена в допинговых скандалах, — подчеркнул президент ФФККР. — Речь идет о том, чтобы спортсмен сам не был замешан в допинговых скандалах. Достаточно понятная формулировка".
Вдогонку свежеизбранный глава российской федерации фигурного катания закрепил мысль. «На сегодняшний день в диалоге с международной федерацией и МОК мы говорим о наших лидерах, основных спортсменах. Не видим никакого агрессивного отношения к нашим ребятам, — уверенно отметил Сихарулидзе. — Надеюсь, что и в дальнейшем его не будет. Надеемся, что те, кто заслуживает участия в олимпийском отборе и Олимпиаде, примут участие. И проблем в их прохождении критериев международной федерации не будет».
Впрочем, фамилий Сихарулидзе в этот день называть не стал. Раньше в кулуарах говорили о том, что ФФККР будет согласовывать с ISU несколько сильнейших по итогам чемпионата России в каждой дисциплине. Некоторые источники сообщали о пятерке лидеров. Однако президент федерации в детали углубляться не стал, сообщив лишь, что окончательное решение по заявке основного и запасного участника олимпийского квалификации будет принято, как это и предписано документом ISU, до 28 февраля нынешнего года. В принципе, логично: осторожность не помешает в ситуации, когда до стабильности еще далеко.
Остальные вопросы, которые были подняты на первой пресс-конференции Сихарулидзе в его старом-новом качестве, пожалуй, имели меньшую актуальность. Президент ФФККР четко и в деталях разъяснил позицию по якобы измененному регламенту отбора в Финал Гран-при России. В поддержку пострадавших от недопуска до турнира в Красноярске фигуристов болельщики даже устраивали одиночные пикеты, но Сихарулидзе заявил, что не соответствующий действительности регламент на сайте федерации опубликовали по ошибке, за которую были принесены извинения.
Высказал шеф ФФККР мысли и по поводу судейства. И, что показалось очень важным, обстоятельно поговорил после пресс-конференции со всеми желавшими общения журналистами. В последние годы у Федерации сложился образ организации, оторванной, так сказать, от народа. Если этот имидж Антону Тариэльевичу удастся сломать — будет круто.