Как российская художественная гимнастика будет развиваться после эпохи Ирины Винер и кто станет рупором этого вида спорта? Спорт побывало на Кубке чемпионок Алины Кабаевой в Москве и сделало первые выводы.
Гимнастика осталась без голоса
Этот год в российской гимнастике неожиданно стал временем больших перемен. Ушла в отставку главный тренер сборной Ирина Винер, и сразу как будто откололась важная часть монолитного, казавшегося вечным бренда. Наполовину обновилась основа сборной.
Новый главный тренер сборной Татьяна Сергаева на Кубок чемпионок не приехала, так что не было возможности понаблюдать за ней в новом статусе в неформальной обстановке тренировочных ковров.
Интересно, что новый тренер с пониманием относится к тому, что сразу по возвращении на международные старты наши гимнастки могут показывать не те результаты, к которым мы привыкли. Если для Ирины Винер двойное поражение на Олимпиаде в Токио стало ударом, хотя она и старалась держаться как генерал, то у Сергаевой пока нет такого груза многолетней ответственности.
«
«Я всегда говорила, что спорт — это война, только с мирным исходом. Там идет конкуренция не на жизнь, а на смерть», — говорила Винер Спорт.
У Винер были неограниченные полномочия как у менеджера, но и результат она при этом всегда обеспечивала. Золотые медали, равнение всего мира на российскую гимнастику.
В таких условиях права на ошибку у Винер как будто не было. У Сергаевой оно есть, хотя ее обязательно будут сравнивать с великой предшественницей.
За кулисами Дворца Винер шепчутся, что Сергаева в принципе не будет отвечать за публичное продвижение гимнастики. Ее профессиональные интересы — фундаментальная и точечная работа над упражнениями. Ее язык — хореография. Это и радует, и огорчает одновременно, потому что кто же теперь будет медиаменеджером и голосом гимнастики? Мы привыкли к тому, что за это отвечает главный тренер.
Напрашивается идея, что это могла бы быть Алина Кабаева. У нее достаточно статуса, репутации и медийного веса. Кабаева вовлечена в процесс, вот уже второй турнир подряд она от и до проводит в стенах Дворца Винер. Одета элегантно, но не броско — в коричневый брючный костюм. В работе не очень заметна для других — громко не кричит, не ругается, сидит на стуле у кромки ковра, как все тренеры. Если не знаешь, где смотреть, и не поймешь сразу, что это Кабаева.
Помимо учениц (подопечных «Небесной грации» и Марии Борисовой в частности) Алина следит и за другими гимнастками. Видно, насколько ей интересен глубинный процесс. Не только контролировать своих, но и учиться у других, замечать важное.
Наверное, ей самой пока непривычно быть там, где всегда царила Ирина Александровна, без Ирины Александровны. Как будто наливать чай в гостях в отсутствие хозяев в любимую хозяйскую чашку.
Винер держала этот клубок в своем кулаке
Так или иначе, Кабаева — плоть от плоти Винер, ее любимая и самая известная ученица. Кому, как не ей, можно было бы перехватить право вести гимнастику дальше и влиять на то, какой она будет. Но Алина пока держит медийный нейтралитет. Первые впечатления от отсутствия Ирины Винер на соревнованиях можно описать одним словом — непривычно. Она каждое свое появление превращала в явление. Можно было заранее гадать, в каком она настроении будет, какого цвета костюм и какого фасона шляпку выберет на сей раз.
Можно было восхититься каблуками с драгоценными камнями и ее всегда прямой спине, независимо от того, сколько времени она уже провела на ногах. Кроме того, на правах держателя скипетра и державы царства художественной гимнастики Винер отвечала за общение с журналистами. Можно вспомнить легендарные истории, как Ирина Александровна прямо по ходу соревнований руководила судьями, в микрофон строила недостаточно активных зрителей и вообще постоянно держала весь этот сложный клубок проводов-взаимоотношений в кулаке. Замыкания гасила, узлы распутывала, лишние метры проводов выбрасывала. И все как-то работало.
Механизм отлажен, люди научены, методики по-прежнему действуют. Гимнастика в России остается одновременно нишевым и очень популярным видом спорта. Нишевым, потому что правила сложны для понимания, еще и меняются каждый год. Популярным, потому что увидеть и оценить красоту, мастерство и искусство можно и без знания правил. Не очень много людей сейчас приходят на соревнования из-за их специфического формата — мало кто готов целый день провести во дворце. Только те же, кто сам тренируется и выступает. Зато люди массово смотрят трансляции, читают статьи и очень ждут, когда можно будет поболеть за наших на международных больших турнирах. Новая команда это хорошо понимает.
Новая большая звезда
Осталось понять, кого именно показывать миру. С кем будет ассоциироваться российская гимнастика первых лет новой эпохи? Имена новых звездочек мало о чем пока говорят широкой аудитории. Это маленькие девочки с фирменными прическами и рюкзачками с аппликацией из страз могут раскупить в фойе блокноты со спортсменками, не попавшими даже в пятерку на чемпионате России. А потом караулить тех, кто не попал и в десятку, чтобы заполнить блокнот их автографами. Обычному же зрителю нужен заметный персонаж, история. Крючок, за который можно зацепиться симпатией и потом уже полюбить всем сердцем. Так когда-то народ массово влюбился в Алину Кабаеву, Евгению Канаеву, Яну Кудрявцеву и Маргариту Мамун, сестер Авериных и, наконец, в Лалу Крамаренко.
Мария Борисова — весьма подходящая кандидатура на роль новой большой звезды, к тому же уже абсолютная чемпионка России. Она красивая и яркая, с типажом всех наших олимпийских чемпионок — брюнетка с умными глазами. Она конвенционально привлекательная — ладная фигурка, чистые линии и открытая улыбка. Плюс объективно высокое мастерство работы с предметом и трудность тела. Даже эмоциональность и как следствие нестабильность — как будто фишка гимнастки, если ее правильно преподнести.
Но для этого либо самой Марии, либо кому-то из ее команды нужно больше открытости. Даже тогда и особенно тогда, когда на старте не все сложилось и были потери. Потому что зрители смотрят на Машу независимо от того, поймала ли она булаву в риске. Журналисты должны что-то писать и говорить о Маше, если даже она не справилась безошибочно со своими сложнейшими упражнениями.
Гимнастика и без того трудна для понимания — и как они все это делают, и как судьи выбирают лучших, — чтобы еще отгораживаться от зрителей молчанием. Да, многое можно сказать упражнениями, образом на ковре, музыкой. Но гораздо удобнее, когда к языку тела добавляется простое человеческое «Здравствуйте! Ох и денек сегодня был…».