Последствия экономической импровизации президента США совершенно непредсказуемы
Трамп любит играть по-крупному и совершенно не терпит «мелочевки», из которой, собственно, и состоит «ткань» мировой политики. Для России это одновременно и очень хорошо, и очень плохо. Начнем с хорошего – или с того, что выглядит как таковое на данный момент: невыгодная для Москвы идея немедленного прекращения огня на Украине без всяких предварительных условий выпала из фокуса внимания Вашингтона. Получив от России перечень того, что обязательно должно быть сделано для того, чтобы реальностью стало хотя бы перемирие на Черном моря, администрация Трампа зависла, как это иногда случается с перегруженными компьютерами.
тестовый баннер под заглавное изображение
Конечно, это зависание сопровождается угрозами в адрес Москвы – и из уст самого Трампа, и из уст членов его команды. Специальный посланник президента США по Украине генерал Кит Келлог: «Вы говорите о российских суверенных активах. Это триста миллиардов долларов. Можно было бы заняться ими. Посмотрите на теневой флот. Это флот, который перевозит большую часть незаконной нефти, транспортируемой по всему миру. 70% идет через Балтику. Но на самом деле можно прекратить это». И как, интересно, будет выглядеть это «на самом деле»? Подразделения ВМС США попытаются заблокировать российское судоходство на Балтийском море? Это верный путь к третьей мировой войне – тому, на что не решился даже Байден, и тому, что так страшит Трампа.
Любые прогнозы по поводу действий Трампа и его администрации – это попытка «попасть пальцем в небо». Но по состоянию дел на сегодня все выглядит так, что Путину удалось в вопросе долгосрочного украинского урегулирования переиграть своих американских визави – переиграть, не прибегая ни к каким хитрым приемчикам, а просто выложив все карты на стол и обозначив всю сложность и запутанность вопроса. И партнеру Москвы тут же стало очень скучно. Не ответив ни да, ни нет, он словно растворился в воздухе – лишь изредка «возвращаясь в эфир» с попеременными угрозами то в адрес Зеленского, то в адрес Путина, то их обоих одновременно.
Конечно, это ни в коем случае ни «конец истории». Но Москве и не нужно, чтобы это было «концом истории». Москве, насколько я понимаю нынешнюю генеральную линию, нужно продолжать истощать киевский режим на фронтах СВО, при этом налаживая сотрудничество с американцами в деловом и рабочем режиме во всех возможных сферах. Недавний рассказ Сергея Лаврова об этом в интервью Павлу Зарубину носил подчеркнуто будничный и недраматичный характер: «Была встреча в Стамбуле. Сейчас готовится вторая встреча. Идут контакты по телефону, по видеоконференцсвязи. Не хочу делать прогнозов, но видим наметившийся прогресс и желание американских партнеров снять эти совершенно неприемлемые с точки зрения дипломатической практики препятствия для нормальной работы дипломатов в столицах друг друга».
Однако «будничность» и «Трамп» — не совсем совместимые друг с другом понятия. Американский лидер живет по принципу «праздник каждый день», и тему прекращения конфликта на Украине он (временно?) отложил в долгий ящик не только и-за скуки и раздражения, вызванного отсутствием быстрых результатов. На этой неделе у Трампа новая «фишка» — торговые тарифы против всех и вся. И в теории эти не направленные против России меры могут вызвать для нас даже более серьезные проблемы, чем прямо нацеленные на нее санкции. Мировая экономика – эта очень сложная и нежная система сообщающихся друг с другом сосудов. И вдруг Трамп начинает бить по этой суперсложной системе даже не молотком, а кувалдой.
Разумеется, Россия – это не совсем та страна, которая может от всей души посочувствовать тем, кого напрямую коснулось это «надругательство». Многие «жертвы» действий Трампа – например, тот же Европейский союз – активно пытались и по-прежнему пытаются совершить «надругательство» в отношении нашей экономики с помощью санкционного цунами. Пусть теперь испробуют на вкус собственное же «лекарство». Ведь в каком-то смысле (или даже во многих смыслах» тарифы – это те-же санкции, только под другим названием. Но кроме эмоциональной составляющей в нашей реакции должна быть и рациональная часть. И вот как она выглядит: если в результате действий Трампа в мировой экономике начнется рецессия или хуже того «великая депрессия» по типу масштабных экономических кризисов прошлого, то на России это тоже обязательно скажется самым негативным образом.
Несмотря на все попытки коллективного Запада загнать нашу страну в «санкционное гетто», мы по-прежнему часть глобальной экономики. И, например, падение спроса на энергоносители в Китае и Индии ударит по России – и ударит очень больно. Да, этот мой прогноз носит чисто условный и гипотетический характер. Но то же самое верно сейчас в отношении всех прогнозов – даже тех, которые делают реальные знатоки функционирования мировой экономики.
В начале 2020 года никто не знал, как на мире скажется ковид – с ничем подобным в своей современной истории мир не сталкивался. В начале апреля 2025 года то же самое можно сказать и про тарифы Дональда Трампа. Безусловно, у нынешнего глобального тарифного кризиса есть и своя светлая сторона. С ковидом договориться было нельзя, а договориться с Трампом можно. Президент США с удовольствием «отъезжает» назад, если ему нравится размер предлагаемого «выкупа». Но пока мир в стадии «наезда» с совершенно непредсказуемыми последствиями.