GENERICO.ruЭкономикаВзять ипотеку и автокредиты с апреля станет сложнее: что ждет заемщиков

Взять ипотеку и автокредиты с апреля станет сложнее: что ждет заемщиков

Новые требования ЦБ ударят по заемщикам, желающим оформить ипотеку и автокредиты

Уже с 1 апреля 2025 года взять кредит россиянам станет сложнее — и это не первоапрельская шутка! Банк России вводит новые ограничения на жилищные и автомобильные кредиты. Которые он считает рискованными. Теперь банки и МФО не смогут выдавать займы клиентам с высокой долговой нагрузкой и низким первоначальным взносом. Как это отразится на заемщиках, кто окажется в группе риска и что будет с ценами на квартиры и автомобили? За ответом на эти вопросы «МК» обратился к экспертам.

Новые требования ЦБ ударят по заемщикам, желающим оформить ипотеку и автокредиты

тестовый баннер под заглавное изображение

Банк России с апреля получает право устанавливать макропруденциальные лимиты для банков и МФО в сегментах ипотеки и автокредитования. Макропруденциальные лимиты — это максимальная допустимая доля отдельных видов кредитов в общем объеме займов соответствующего вида, предоставленных кредитной или микрофинансовой организацией в течение квартала. «Такие лимиты позволяют сдерживать рост закредитованности граждан и предотвращать накопление рисков банками и МФО», — отмечает регулятор. В последние годы ипотека и автокредиты росли высокими темпами, при этом наблюдалась тенденция как к увеличению сроков кредита , так и к росту доли заемщиков с высокой долговой нагрузкой.

Действие новых ограничений будет точечным и распространится только на наиболее рискованные кредиты. В частности, к рискованным выдачам в ипотеке предполагается отнести кредиты заемщикам, которые тратят на обслуживание долга более 50% доходов и вносят низкий первоначальный взнос. Также планируется ограничить срок выдачи ипотеки 30 годами, так как более длительные кредиты несут повышенные риски, оценить которые на момент выдачи невозможно.

«Ограничение доли рискованных кредитов — это разумный шаг, особенно в условиях высокой закредитованности граждан. Если заемщик тратит более 50% дохода на обслуживание долга, он становится уязвимым даже к минимальным экономическим потрясениям, будь то рост ставок или потеря работы. Низкий первоначальный взнос усугубляет риски, так как снижает возможности заемщика и повышает вероятность дефолта. Однако здесь возникает вопрос: как точно оценить реальные доходы граждан? Например, «серая» зарплата или неофициальные подработки могут исказить картину, и банки, формально соблюдая лимиты, продолжат выдавать займы тем, кто скрывает истинный уровень долговой нагрузки. Кроме того, слишком жесткие ограничения могут «перекрыть кислород» добросовестным заемщикам, особенно в регионах с низкими доходами, где даже скромная ипотека требует высокой доли расходов».

«Ограничение заемщиков с точки зрения того, сколько у них денег остается после выплаты кредита, – это правильная мера, так как она снижает риск массовых просрочек. Банки часто выдавали кредиты заемщикам с высокой долговой нагрузкой, что приводило к увеличению числа дефолтов. Введение макропруденциальных лимитов ЦБ РФ поможет избежать ситуации, когда люди берут займы, которые не могут обслуживать в долгосрочной перспективе. Это также защитит сам банковский сектор от ухудшения качества кредитных портфелей.

Доступность ипотеки и автокредитов для населения снизится, особенно для заемщиков с низкими доходами и небольшими первоначальными взносами. Те, кто раньше мог получить кредит, теперь, скорее всего, столкнутся с отказом или более жесткими условиями. Однако в перспективе это поможет сохранить стабильность финансовой системы и предотвратить «пузырь» на рынке кредитования.

Замедление роста цен на недвижимость и автомобили возможно, но не гарантировано. Снижение объемов кредитования сократит спрос, особенно в сегменте недорогого жилья и массового автопрома. Однако на рынке недвижимости есть и другие факторы – ограниченное предложение, инфляция, затраты на строительство. В автосекторе цены могут удерживаться из-за дефицита новых машин и курса валют. В краткосрочной перспективе эффект будет заметен, но в долгосрочной динамику цен определят более широкие экономические тенденции».

«Распространение макропруденциальных лимитов (МПЛ) на ипотеку и автокредитование с апреля 2025 года станет переходным этапом к введению с 1 июля 2025 года прямых ограничений на выдачу кредитов на новостройки в зависимости от показателя долговой нагрузки (ПДН) и коэффициента loan-to-value (LTV — соотношение суммы кредита к стоимости залога, например, для ипотеки – к цене квартиры) заемщика. Решение о применении МПЛ заставит банки в большинстве случаев отсеивать заявки от закредитованных клиентов уже с 1 апреля. Им станет сложнее получить ипотеку и автокредиты. Банки столкнутся с отсутствием роста ипотечного и автокредитного портфеля, однако введение МПЛ и других ограничений не станет ключевым фактором – на объемы кредитования, в первую очередь ,влияет жесткая денежно-кредитная политика ЦБ. Тем не менее, доступность ипотеки и автокредитов после введения МПЛ снизится.

Цены на недвижимость и автомобили останутся высокими из-за опасений обесценения сбережений и избытка свободных средств у населения в финансовых организациях. При этом недвижимость традиционно остается популярным активом для инвестиций и сбережений, объем которых продолжает ускоренно увеличиваться».

«С 1 апреля ЦБ РФ сможет вводить макропруденциальные лимиты, ограничивающие выдачу рискованных ипотечных и автокредитов — прежде всего займов с высокой долговой нагрузкой и низким первоначальным взносом. Это сократит доступность кредитов для некоторых заемщиков, но цель регулятора — предотвратить угрозу как для личных финансов граждан, так и для стабильности банковской системы. Важно понимать: если человек получает кредит, который не сможет обслуживать, он теряет и имущество, и уже внесенные платежи.

В теории, сокращение кредитного спроса может сдерживать рост цен. Однако на рынке недвижимости ключевыми остаются факторы предложения и доходов населения — резкого замедления ценового роста ждать не стоит. На авторынке ситуация иная: переизбыток машин у дилеров уже приводит к скидкам, и здесь конкуренция за покупателя будет важнее ограничений по кредитованию».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории