Метод, основанный на ритмичном постукивании, помогает мозгу обрабатывать слова
В современном мире, наполненном звуками, шумами и информацией, умение воспринимать речь в шумных условиях становится все более важным. Новое исследование раскрывает удивительную способность простого приема, который значительно повысить качество понимания устной речи.
тестовый баннер под заглавное изображение
«Сегодня мы можем не только слышать, но и активно управлять восприятием, вовлекая двигательный аппарат в этот процесс, что ранее считалось важным лишь для движений, а не для обработки речи», — объясняют ученые.
Результаты нового исследования показывают, что переход на устойчивый ритм перед прослушиванием речи способен заметно увеличить эффективность восприятия. Участники, выполнявшие ритмичное постукивание пальцами по столу или произносившие слова вслух в ритме, отражающем естественные речевые темпы, смогли лучше распознавать слова на фоне шума. Особенно убедительно было показано, что ритмичное движение, соответствующее лексической скорости, существенно повышает точность и скорость распознавания слов, в то время как пассивное слушание или неритмическое движение обладали меньшим эффектом. Эти выводы подтверждают важную роль двигательной системы в формировании и подкреплении слухового восприятия.
Специалисты полагают, что причина такого эффекта кроется в активном участии моторной системы человека. В большинстве случаев восприятие речи — это не пассивный процесс, а активное взаимодействие с источником звука, при котором мозг использует внутренние временные механизмы для предвидения момента, когда в речь будет вложена важная информация. Исследование невролога Бенджамина Мориллона подтверждает, что движение, даже искусственно вызываемое, способствует подготовке слуховой системы к восприятию и распознаванию речевых сигналов, особенно в условиях шумового фона. Это становится возможным благодаря тому, что движущиеся схемы помогают мозгу выстроить внутренние тайминги, что особенно актуально для быстрого и точного понимания.
В рамках эксперимента британские ученые поставили перед собой цель проверить, может ли ритмическое движение, происходящее непосредственно перед прослушиванием, подготовить мозг к обработке речи. Для этого они создали три варианта: участники либо оставались неподвижными, либо постукивали пальцами в такт с ритмом, максимально приближенным к естественным речевым темпам, либо произносили слова вслух тоже в определенном ритме.
Дальнейшие эксперименты проверяли, является ли эффект просто следствием движения или его комбинации со звуком. Здесь ученые выяснили, что ритмичное движение самостоятельно или синхронное с ритмом значительно повышает эффективность слушания. Даже прослушивание ритмичных звуков без физических движений помогает подготовить мозг к восприятию. Это подчеркивает, что моторная система, отвечающая за движение, играет важнейшую роль при обработке речи, особенно в сложных условиях.
Еще более впечатляющие результаты получили при исследовании, связанного с говорением. В этом эксперименте участники произносили вслух глаголы, связанные или не связанные с предстоящими словами, или читали их про себя. Участники, произносившие слова вслух, показывали значительное улучшение восприятия речи в шуме независимо от содержания. Мориллон подчеркивает, что эти результаты удивили его, потому что они показывают, что говорение не только помогает запомнить и структурировать речь, но и фактически усиливает восприятие звуков.
Особенно важным открытием стало то, что движение не обязательно должно быть точной имитацией речевых структур — достаточно просто повторяющиеся ритмические движения, такие как постукивание пальцами или даже произнесение слов вслух, чтобы активировать механизмы предвосхищения. Это может иметь широкое практическое применение: например, помочь людям, страдающим расстройствами слуха или слухо-речевыми затруднениями, лучше понимать речь в шумных местах, таких как шумные кафе, транспорт или деловые встречи. В будущем исследования могут выявить, насколько сильной является эта связь у людей с разными уровнями ритмических или моторных навыков, а также у детей и пожилых, и кто из них больше извлечет пользу из подобных методов.
Понимание временных аспектов речевого восприятия — одна из ключевых задач нейронаук. Мориллон считает, что моторные схемы не только помогают организовать движения, но и служат важным компонентом когнитивной архитектуры восприятия. Он сравнил временное восприятие с “танцем”, где внутренняя ритмическая схема помогает синхронизировать все процессы восприятия и обработки.
«Возможная перспектива — разработка новых методов тренировки внимания и слуховых навыков с помощью элементарных ритмических упражнений. Ведущие ученые считают, что такие подходы могут кардинально изменить методы коррекции слуховых нарушений и обучать восприятию звуков даже в наиболее сложных условиях», — заключают ученые.