GENERICO.ruСпорт"Путин сказал: "Не достроишь — о губернаторстве забудь". Тайны русского ЧМ

«Путин сказал: «Не достроишь — о губернаторстве забудь». Тайны русского ЧМ

Этот турнир должен был напомнить всему миру о «Красной Машине». А в итоге обернулся самым большим провалом в истории отечественного хоккея. Спорт вспоминает события 25-летней давности.

«Золотой» Ледовый и недостроенная «Арена-2000»
В борьбу за право проведения ЧМ-2000 Санкт-Петербург вступил при первом и последнем мэре города (в дальнейшем градоначальника стали называть губернатором) Анатолии Собчаке. Он мечтал сделать Питер туристической, спортивной и культурной столицей, а у выигравшего выборы в 1996-м Владимира Яковлева были иные планы.

Первоначально планировалось, что все 16 команд будут играть в одном городе. Только тогдашний президент Федерации хоккея России Валентин Сыч обратился к властям северной столицы с просьбой отдать часть матчей Ярославлю. Мотивировалось это стремлением развивать хоккей в российской провинции. Поддержал идею мэр Москвы Юрий Лужков, выделивший десять миллионов долларов на строительство «Арены-2000». Яковлев не возражал.

Летом 1999-го министр спорта России Борис Иванюженков первым забил тревогу: стало понятно, что в Ярославле построить в срок арену не успеют. Даже если Лужков выделит еще 20 миллионов. Назревал скандал, но отказываться от чемпионата мира не стали.

Решили провести весь турнир в Санкт-Петербурге. Хотя и со строительством Ледового возникли проблемы. Сначала уверяли, что он будет не дороже «Хартвалл Арены» в Хельсинки, возведенной к ЧМ-1997. Обещали уложиться в 60 миллионов. Только по ходу строительства менялись подрядчики, а стоимость стремительно возрастала. Сначала — до 85 миллионов, а в итоге даже за сто перевалила. При этом не было гарантий, что успеют в срок.

Тогдашний директор еще не снесенного СКК Петр Толстихин в доверительной беседе с журналистами утверждал: «Не знаю, как там Ледовый, но мы готовимся принять сильнейших хоккеистов мира у себя». Еще одной площадкой стал «Юбилейный», на реконструкцию которого выделили 500 миллионов рублей из федерального бюджета. С Ледовым вопрос решил тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Он просто пригрозил Яковлеву: «Не достроишь в срок — о губернаторстве забудь».

Успели, хотя последний лоск наводили уже после торжественного открытия ЧМ-2000. Открывал его 30 апреля только что избранный и еще не вступивший в должность президента (инаугурация проходила уже во время чемпионата) Путин. На церемонии открытия ему вручили игровую форму сборной России с номером «2000».

В тусовке преуспели больше, чем на площадке
В 90-е годы российские звезды НХЛ не стремились приезжать в сборную на чемпионаты мира. Отлынивали под любыми предлогами. На ЧМ-1999, проходившем в Норвегии, из наших энхаэловцев явился лишь Алексей Яшин. А тут домашний чемпионат, которому придавалось мощнейшее политическое значение. Позади остались лихие 90-е, и нужно было показать всему миру, как возрождается новая Россия.

За приезд хоккеистов НХЛ в тренерском штабе отвечал Алексей Касатонов. Да еще и в Кубке Стэнли сложилась крайне благоприятная для сборной России ситуация. В Санкт-Петербург приехали 14 хоккеистов из сильнейшей лиги мира во главе с Павлом Буре. Настоящая российская Dream Team! Чтобы Буре смог сыграть за сборную России, ФХР заплатила страховку в восемь миллионов долларов.

На пресс-конференции, предшествовавшей чемпионату, Буре с пафосом провозглашал: «Обещаю: мы сделаем все возможное, чтобы спустя семь лет стать чемпионами! Нужно несколько матчей, чтобы успеть сыграться». В первой игре была разгромлена сборная Франции — 8:1. А вот дальше началось что-то непонятное. Неудачу во встрече с от американцами списали на блестящую игру будущего голкипера СКА Роберта Эша. Затем последовало поражение от швейцарцев и во второй групповой этап сборная России вышла без набранных очков.

Это еще не было трагедией. Нужно было побеждать сборные Латвии и Белоруссии, что практически гарантировало выход в плей-офф. Только обе игры завершились минимальными поражениями. Победа над командой Швеции 9 мая уже ничего изменить не могла. Перед входом в Ледовый готовы были за любую цену продать еще недавно дефицитные билеты, часть из которых распространялась бесплатно. На трибунах вывешивали баннеры: «RUS не играет в хоккей» и «Дыр-Тим».

Тренерский штаб сборной, в который вмеесте с Касатоновым входили Зинэтулла Билялетдинов и Александр Якушев, уволенный за несколько недель до этого из «Спартака», напоминал героев басни Крылова. Тогда еще не президент ФХР, а просто тренер вратарей Владислав Третьяк настойчиво лоббировал 19-летнего Илью Брызгалова, называя его будущим нашего хоккея. А Брызгалов не выручал и уж тем более не творил чудеса, как это делали его визави из команд США, Швейцарии, Латвии и Белоруссии.

Негодование болельщиков вызывало и поведение наших звезд. Их размесили в элитном мотеле в пригороде Санкт-Петербурга, хотя остальные команды жили в городских гостиницах. Попасть во временную резиденцию сборной было невозможно. Ее оцепили тройным кордоном. Сами же звезды при этом успевали тусоваться и в ночных клубах, что скрыть было невозможно.

А еще звезды НХЛ потребовали, чтобы федерация оплатила проживание их жен и подруг в одном из самых дорогих отелей на Невском. В качестве компромисса согласились, правда, на размещение в отеле на Васильевском острове, где жили участники из других стран. Администрация этой гостиницы предоставила ФХР большие скидки.

От общения с прессой наши звезды демонстративно отказывались. Исключение составлял Яшин. Итогом выступления стало 11-е место и сломанная тренерская карьера Якушева.

Дед воевал за вермахт
После сенсационной победы над сборной России заслуженный мастер спорта СССР латвийский голкипер Артур Ирбе дал скандальное интервью пресс-службе турнира. Ему задали вопрос о том, насколько важна была победа над сборной России, с игроками которой ему доводилось играть еще в составе советской команды. Отметив, что и это имело значение, Ирбе сделал акцент на другом.

«
«Наша страна ожидала этого 55 лет, — заявил он. — Один из моих дедов погиб в Курской битве, сражаясь в рядах вермахта. Другой тоже воевал на немецкой стороне. Потом эмигрировал в Англию, где и умер, не имея возможности вернуться в Латвию. Для меня было важно вспомнить о своих дедах. Не подумайте, что исход хоккейного матча расцениваю как победу фашизма. Это победа моих дедов над сталинизмом».

Представляете, как бомбануло у СМИ и болельщиков? Тем более в сборной Латвии тогда было больше половины хоккеистов с не латышскими фамилиями, включая нынешнего тренера «Адмирала» Леонида Тамбиева. Среди туристов, приехавших в Санкт-Петербург, преобладали не финны, на что надеялись городские власти, а граждане и не граждане Латвии. Большинство из них в Ледовом между собой и с питерцами общались по-русски.

Заявление Ирбе стало настоящей бомбой. Ведь Арчи, как называли его еще с советских времен, дружил со многими российскими хоккеистами. Во время локаута в НХЛ в середине 90-х у него в доме жил только что перебравшийся за океан и еще не говоривший по-английски нынешний тренер «Салавата Юлаева» и участник ЧМ-2000 Виктор Козлов.

Голкипер сборной Латвии позже вспомнил, что дед его жены воевал в Красной Армии. «Да и вообще, меня неправильно поняли и выдернули слова из контекста, — утверждал Ирбе. — Хотел подчеркнуть, что история моей родной страны сложилась трагически. Многие испытали все прелести ГУЛАГа и далеко не все во время войны делали свой выбор осознанно».

А еще Артур отметил, что его переводят не всегда правильно. После скандального интервью он сам отвечал на вопросы не только на родном языке, но и по-английски, и по-русски. Причем практически без акцента. Экс-голкипер ЦСКА подчеркнул, что спустя десятилетие после распада единой страны сохранил только хорошие воспоминания о советском хоккее. «Когда играл на чемпионате мира в составе сборной СССР, мы не думали о политике, — отметил он. — Были объединены единой целью, вместе радовались победам и переживали неудачи».

Ирбе подчеркнул, что играл в одной команде с такими великими хоккеистами, как Фетисов и Ларионов, Макаров и Крутов, и сохранил с ними хорошие отношения. «Думаю, они не изменятся и после того, как, выдернув отдельные фразы из интервью, журналисты попытались представить Ирбе фашистом», — сказал голкипер сборной Латвии.

А в финале ЧМ-2000 сборная Чехии победила команду Словакии, после чего коллега из пражской газеты в пресс-центре Ледового заявил: «Проставляю пиво всем, кто готов признать: чехословацкий хоккей лучше советского!» Нужно отдать должное патриотичным российским журналистам: на халяву никто не клюнул. Правда, ждать очередной победы «Красной Машины» нам пришлось еще долгих восемь лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории