GENERICO.ruСпортРади чего унижались: фигуристы молчали три года и прогадали с Олимпиадой

Ради чего унижались: фигуристы молчали три года и прогадали с Олимпиадой

Только два наших фигуриста смогут выступить на Олимпиаде 2026 года в Милане. Это вердикт Международного союза конькобежцев (ISU), в адрес которого российская сторона за три с лишним года бана не сказала практически ни одного жесткого слова. Была ли верной линия на бесконфликтность?

Боялись прямого столкновения?
ISU объявил об отстранении российских и белорусских фигуристов, конькобежцев и шорт-трекистов от международных соревнований 1 марта 2022 года — через несколько дней после начала специальной военной операции России на Украине. В тот же день ФФККР заявила о намерении бороться за отмену решения.

Через месяц Спортивный арбитражный суд в Лозанне зарегистрировал десять апелляций от россиян, слушания должны были состояться в мае 2023 года. Но ни в указанный срок, ни сильно позже никакой информации о деле не появлялось.

  • В октябре генеральный директор ФФККР Александр Коган, услышав прямой вопрос о том, что происходит, заявил: «Без комментариев».
  • И только глава Союза конькобежцев России Николай Гуляев через пару недель сообщил, что совместный с фигуристами иск в CAS «давно отозван».

«Это не значит, что мы все это дело бросили, просто сейчас сосредоточены на проведении внутренних соревнований», — заявил тогда Гуляев.

ФФККР же за три года обеспечила фигуристов призовыми, которых они сроду не видели. Серию этапов Кубка России, никогда не привлекавшую интереса, преобразовали в шикарный национальный Гран-при. Но российские фигуристы продолжали мечтать о международных стартах. Из-за их отсутствия, например, приостановила карьеру чемпионка мира Елизавета Туктамышева. Она признала, что «спортсменам, которые уже почувствовали вкус побед, особенно международных, не хватает этих эмоций».

Ее коллеги, за редким исключением, публично старались так не высказываться, но при выключенных диктофонах говорили: хватит задавать глупые вопросы, конечно, все хотим туда. На турниры за рубеж.

И, похоже, федерация решила, что наилучшим способом приблизить спортсменам счастливый момент будет отказ от прямого конфликта с ISU. При том, что международная федерация не спешила возвращать на турниры российских фигуристов даже после рекомендаций Международного олимпийского комитета. «Находимся в контакте с ISU… …Надеемся, что очень скоро мы снова будем наслаждаться мировым фигурным катанием», — реагировал в декабре 2023-го исполняющий президента ФФККР Антон Сихарулидзе на очередное продление отстранения.

В феврале 2024-го — вскоре после того, как CAS в том числе с подачи ISU окончательно (если не произойдет чудесного возвращения) похоронил карьеру потрясающей Камилы Валиевой — Сихарулидзе выступал на заседании комитета Госдумы по физической культуре и спорту, где продолжил рассказывать о наших перспективах. «По просьбе наших коллег мы не говорим о том, когда вернемся. Хорошие отношения у нас… … нет какой-то неприязни. Давайте скорее соревноваться вместе», — рассказывал он.

В ФФККР и далее продолжали говорить о постоянном контакте с ISU и «общении по многим вопросам», которое в сентябре 2024 года Коган назвал «еженедельным». Через пару месяцев Сихарулидзе в интервью RT назвал корейца Ким Чжэ Еля, президента ISU, «очень вдумчивым, мудрым и понимающим жизнь».

Загублены карьеры многих фигуристов
Вероятно, в тот момент глава ФФККР уже знал, что произойдет 20 декабря 2024 года. Прямо во время чемпионата России ISU объявил о допуске российских фигуристов до олимпийского отбора. Коган и Сихарулидзе вышли в эфир и поздравляли окружавших их сиявших от счастья спортсменов и благодарили ISU.

  • «Мы рады, что мировая спортивная жизнь продолжается, — говорил Сихарулидзе. — Будем готовиться, как и прежде, быть лидерами в мировом фигурном катании».
  • Коган добавил: «Мы благодарны, потому что это первая зимняя федерация, которая приняла такое решение».

Правда, через некоторое время наступило отрезвление. Сначала у Дмитрия Козловского, который на фоне «Дождались, ура!» от Аделии Петросян и «Ура, сейчас все прекрасно» от Ивана Букина констатировал, что решение ISU несправедливое, поскольку на условиях только одной квоты «Анна Щербакова не стала бы олимпийской чемпионкой Пекина».

Но наша федерация продолжала держать оптимистичный тон. «В нашем диалоге с международной федерацией и МОК мы говорим о наших лидерах, наших основных спортсменах, — уверял Сихарулидзе 11 февраля 2025 года, в день избрания президентом ФФККР, отвечая на вопрос о кажущихся жесткими критериях, выставленных ISU. — Не видим никакого агрессивного отношения к нашим ребятам, надеюсь, что и в дальнейшем его не будет».

Надежды рухнули 13 мая. Без объяснения причин до олимпийского отбора ISU не допустил российских фигуристов в парном катании и танцах на льду: безусловно, сильнейшую пару мира Анастасию Мишину/Александра Галлямова и заслуживших поездку на грядущую Олимпиаду всей карьерой танцоров Александру Степанову и Ивана Букина.

Нейтральный статус выдали только Аделии Петросян, Петру Гуменнику, Алине Горбачевой и Владиславу Дикиджи — первые двое поедут на олимпийский отбор, вторые пока получили статус запасных.

Пока — потому что, весьма вероятно, это далеко не окончательный результат «вдумчивости и мудрости» со стороны руководства ISU.

Организации, которая:

  • за эти три года загубила карьеры многих российских спортсменов и цинично наплевала на рекомендации одумавшегося в какой-то момент МОК;
  • кинула нам подачку в виде одной квоты на дисциплину при завоеванных на момент отстранения трех. А в итоге после отвратительной фильтрации отсеяла половину заявок;
  • уничтожала российское фигурное катание и даже не вспомнила, как оно ее не раз выручало — взять хотя бы историю с авральной организацией перенесенного после землетрясения в Японии чемпионата мира 2011 года.

И мысли тут приходят вовсе не о том, правильно ли поступила федерация, включив первыми номерами в заявку тех, чье соответствие критериям ISU было сомнительным. Попытки разыгрывать комбинации с перестановками в заявке были бы не менее унизительны, чем все эти три года «хороших отношений» и «радостных откликов», поездок на конгрессы ISU и общения в кулуарах.

Вопрос возникает другой — а стоила ли политика сначала отказа от юридической борьбы за российских фигуристов, а потом и попыток умаслить международную федерацию миролюбивой риторикой свеч?

Конечно, радостно за Аделию Петросян и Петра Гуменника — есть шанс, что их олимпийская мечта сбудется. Но не получается избавиться от ощущения, что весь наш настрой на неконфликтность был воспринят в ISU как проявление слабости.

А по итогу — разница с результатом того же лыжного ведомства Елены Вяльбе после всех ее бескомпромиссных заявлений и действий в адрес зарубежных оппонентов составляет всего две олимпийские путевки.

Да и то, стоит подчеркнуть — на данный момент. Ведь ISU цинично опубликовал в последнем решении электронный адрес для доносов на получивших нейтральный статус россиян.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последнее в категории