Колония, побег, спецприемник и смерть близких едва не привели его к гибели в юности. Но он встал на ноги и выиграл Олимпийские игры. Спорт рассказывает драматическую историю легенды советского спорта, которого боготворили во всем мире, а на родине не помогли выжить.
Воровал на вокзалах и мечтал добраться до Сочи
Два инфаркта и последовавшая тяжелая болезнь скосили мощного атлета после шестидесяти. Ему потребовался миллион рублей на операцию в Германии. Сбор средств объявили, но никто из меценатов и бизнесменов не протянул руку помощи. Принесший родному Дагестану и Советскому Союзу всемирную славу Владимир Юмин тихо скончался в забвении.
Он родился в тюрьме в Омской области, где отбывала срок его мама. Отца не знал. «Кто-то накапал, мать ведь шеф-поваром работала, место завидное, понадобилось кому-то, наверное, а в те времена донос был средством безотказным. В доме об этом не говорили, так что я толком ничего рассказать и не могу. Два года мне было, когда мать вышла на свободу и привезла меня к бабушке. Она и стала моей семьей, к ней я и бежал из всех детдомов и специнтернатов», — рассказывал он в интервью.
Жесткая дисциплина в казенных домах вгоняла Юмина в тоску. «В кодле, хоть голодно, но весело. Жили на чердаках, в бойлерных, а с утра на базар или вокзал — промышлять. Насадил бумажник из кармана и бежать», — вспоминал он лихую юность.
После очередного задержания совершил новый побег, с мечтой любыми путями добраться до Сочи, где жизнь ему казалась сытнее и легче. Доехал в товарных вагонах и на попутках. Но погулять удалось недолго — его снова задержали и отправили уже в колонию для малолетних преступников в Каспийске. Через пять месяцев он узнал о смерти любимой бабушки и понял, что в этой жизни остался один. Но Дагестан подарил ему новую судьбу.
Правда, сначала он сбежал из колонии в Чечню, но его быстро вернули. После срока устроился рабочим на завод «Дагдизель», где и увлекся борьбой. Его гибкость и ловкость, до того приносившие страдания людям, оказались востребованными в спорте, а природную энергию он с лихвой выплескивал на ковре.
Взлет Юмина был стремительным — в 21 год выиграл молодежное первенство СССР и чемпионат РСФСР. Даже мог, говорят, уже в 1972 году поехать на Олимпийские игры в Мюнхен. Но на чемпионате страны сам лишил себя всех шансов, неожиданно проспав нужную схватку. А потом были победы на чемпионатах СССР, мира, Европы и Олимпийских играх. И все это было сделано практически всего за семь лет активной карьеры — с 1972 по 1979 годы.
Вершиной карьеры стала Олимпиада 1976 года в Монреале. Юмин выиграл первую схватку, но во второй случилось фиаско — поражение на туше оппоненту из Монголии. Казалось, надежды на золотую медаль растаяли. Разозленный, он подошел к главному тренеру сборной СССР Юрию Шахмурадову и спросил: «Что мне надо сделать, чтобы стать первым?» Возможно, специалист скептически оценивал его шансы и ответил так: «Тебе надо выиграть все оставшиеся схватки, а монгольский борец еще должен кому-то проиграть».
Свою часть работы Юмин выполнил со стопроцентным успехом, а монгол действительно потерпел поражение. Так советский спортсмен-дебютант выиграл Игры в весовой категории до 57 килограммов. За годы карьеры вольник из Каспийска собрал мощную коллекцию: четыре золота, серебро и бронза чемпионатов мира, три золота чемпионатов Европы, четыре победы на чемпионатах СССР. В 2009 году Международная федерация объединенных стилей борьбы (FILA) включила Владимира Юмина в Зал Славы.
Мастер-класс по краже на базаре
Манера его борьбы была неповторимой. Если другие добивались побед за счет предельно отточенных фирменных приемов, то Юмин был настолько технически разносторонен и склонен к импровизации, что порой вгонял многих опытных оппонентов в ступор.
«
«Володя был очень подвижным и обладавшим всеми нужными качествами — скоростью, быстротой, физической мощью. И главное — смелым, техничным, непредсказуемым, не боявшимся рисковать проводить приемы. Многие наши борцы все умеют, но порой не могут решиться на какой-то бросок», — рассказал серебряный медалист Олимпиады-1976 Александр Иванов.
«От природы по-кошачьи прыгуч и изворотлив: вы же знаете, что кошка из любого положения в воздухе всегда приземляется на четыре лапы. Взрывным, сжатым как пружина и натянутым как тетива лука. Многие соперники даже не успевали подумать о защите и запаздывали с реакцией на его приемы. Это был уникальный человек и гениальный виртуоз борьбы», — отметил призер Игр.
Однажды группа сборников перед турниром решила погулять по городу. И когда оказалась у небольшого базара, кто-то в шутку спросил: «Говорят, ты в детстве мастерски воровал? Покажи, если сможешь». Володя отошел и через несколько секунд вернулся к друзьям с какой-то безделушкой. Показал ее, а потом так же искусно вернул на место. Не отходивший от лотка торговец не заметил ни пропажи товара, ни его появления. «Это же была его первая профессия и надо иметь огромную силу воли, чтобы суметь отказаться от нее. Cудьба отблагодарила его олимпийским золотом. Но для этого надо много трудиться», — отметил Иванов.
После завершения карьеры Юмина пригласили готовить сборную Турции к Олимпийским играм. Уехал, а немногим спустя дома умерла жена Ирина. Вернувшись в Дагестан, Владимир оказался не очень нужен республике, которой принес сумасшедшую славу. Юмин не любил идти на поклон и просить. А в регионе, где порой очень многое решают многолетние фамильные и клановые связи, человек «без роду, без племени» оказался мало интересен. Оговоров, наветов и нашептываний на ушко влиятельным людям тоже хватало.
«
«Я никогда не прислуживал начальству, не просил ни денег, ни должности. И грязи за собой не знаю. Не святой, могу сорваться, в смысле высказать в лицо, что думаю, но никогда не продавал, не сдавал, не стучал», — говорил Юмин в интервью.
В 2012 году в Каспийске возвели спортивный комплекс, которому присвоили имя Владимира Юмина. Вот только именитому специалисту работу в нем не предложили. Впоследствии, говорят, и табличку с его именем втихую сняли с дворца. Бывали времена, когда героя Монреаля выручала лишь президентская олимпийская стипендия в 15 тысяч рублей. Рядом были только преданные ученики, но и они не раз испытывали на себе завистливо-предвзятое отношение к тренеру. Пробиться на пьедестал им было труднее, чем другим спортсменам.
Вновь оставшись один, как когда-то после смерти бабушки в лихие криминальные времена, Юмин перенес два инфаркта. Ему требовалось операция на сердце, которую готовы были сделать немецкие хирурги. Но перечисляли скромные суммы для Юмина лишь небогатые ценители борьбы. Дагестан по праву считается одним из мировых центров вольной борьбы, многие атлеты после завершения карьеры делают карьеру чиновников и предпринимателей. Но бизнесмены и депутаты не торопились выручать знакомого им выдающегося человека. Хотя сумма была вполне посильной для любого из них. За почти три года требуемые деньги так и не смогли собрать. Великий вольник ушел из жизни 4 марта 2016 года. Ему было 64 года.