Трехкратных чемпионов России унизили недопуском на олимпийский отбор, которого они заслуживали по спортивному принципу, в ответ фигуристы обратились к главе МОК Кирсти Ковентри с конкретным вопросом: каковы претензии отказа? Спорт рассказывает, кому не угодили Александра Степанова и Иван Букин.
Мамой клянусь, подозрительный ты!В далеком 2018 году Международный олимпийский комитет точно так же отбраковывал наших спортсменов по любым поводам, и далеко не всегда можно было даже чисто теоретически предположить, в чем были проблемы. Например, что такого сделал Виктор Ан? Или в чем провинился Антон Шипулин? Или Иван Букин? Да-да, история — штука такая, имеет свойство повторяться.
Но тогда об этом было объявлено сразу — МОК выдавал индивидуальные приглашения на Олимпиаду в Пхенчхане и не объяснял природу своих решений. Может, были какие-то подозрения в чем-то, а может, и вообще ничего не было, но мамой клянусь — подозрительный ты какой-то. Глупо, но, увы, таковыми были правила игры. И мы сами на них согласились.
Нынешняя ситуация от предыдущей отличается тем, что фильтрацию нашим парням и девушкам приходится проходить аж в несколько этапов. И в некоторых видах — к примеру, в обеих гимнастиках — комиссии даже называют, почему тем или иным спортсменам не удалось ее пройти. Причины чаще всего алогичны и даже абсурдны — фотографии с Ириной Винер, подписка на паблик, где когда-то содержалась афиша с римской цифрой V, принятой за один из символов СВО, и все в этом духе. Но мы хотя бы знаем, что там не понравилось людям в кабинетах, этой весной вдруг ставших столь высокими.
С фигуристами, судя по всему, ситуация иная. уже писало ранее, что запасным в танцах и парах из нашей заявки фигуристов на олимпийскую квалификацию вообще не пришел ответ на их заявки. Это приписывалось в правилах (если основных отбраковывают, запас даже не рассматривают), и все же звучит это все не очень приятно. Но опять же — мы сами приняли эти правила.
Почему МОК не впишется за атлетов?А вот с основными причины отказа мы имели право знать. Тем более, что кейс Александры Степановой/Ивана Букина (первый номер в танцах на льду) и Анастасии Мишиной/Александра Галлямова (пары) интересен именно этим – возможными причинами. В общественном сознании едва ли не с момента допуска курсировали сомнения относительно того, получат ли именно эти фигуристы нейтральный статус.
При этом никто так и не смог найти однозначный ответ, что бы могло стать действительно стоящей, объективной на то причиной. Какие-то огрызки событий, которые при колоссальнейшем желании можно отчасти притянуть… А, собственно, к чему притянуть-то? К политической жизни в стране? Очень сомнительно. К поддержке чего-либо? Да как-то тоже не вяжется. В итоге имеем ситуацию из легендарного уже фильма «ДМБ» — суслика никто не видит, но он как бы есть.
Вот, видимо, Александра с Иваном и захотели, чтобы этого метафизического зверька им показали. А заодно – и всем нам. Они записали официальное видеообращение к главе МОК, а также к ответственным представителям Международного союза конькобежцев (ISU).
«»Мы понимаем, что решение принималось не лично вами, но верим, что человек с вашим опытом и авторитетом способен повлиять на действия спортивных организаций. Госпожа Ковентри, мы обращаемся к вам в первую очередь как к человеку, который сам прошел через годы тяжелых тренировок, напряженных отборов, волнений и стартов, радости побед. Мы уверены, что вы как никто другой понимаете, что значит жить мечтой об Олимпиаде. Для нас это не первый случай — в 2018 году мы были лишены права участвовать в Олимпийских играх без объяснения причин. Тогда нас даже не уведомили заранее. Мы не были ни в чем обвинены, ни в чем виновны. Мы продолжили тренироваться.
Госпожа Ковентри, вы гордость своей страны Зимбабве, представьте, если бы по факту гражданства вас лишили бы права выступать на Олимпиаде, без объяснения, без суда, без права на защиту. Мы просим вас как представителя олимпийского движения вмешаться и потребовать от ISU официальных разъяснений причин нашего недопуска. Мы просим вернуть нам право на честную борьбу, вернуть нам нашу мечту. Мы верим в олимпийский дух», — сказали фигуристы в видеообращении.
Слабо верится, что Ковентри впишется в это дело. Заниматься нашим вопросом сейчас немодно, несмотря на все надежды нашего спортивного бомонда на… президента США Дональда Трампа. Разговоры об этом ходят несколько месяцев, но реальных изменений нет ни в чем – нас все еще отстраняют, но причины называть как бы стесняются. А метафизический суслик продолжает скакать по поляне мирового спорта.
И все же очень важно заставить ISU почувствовать, что его решения не могут быть непреложной истиной, несмотря на все их заявления. Спортивный арбитражный суд (CAS) функционирует, а это значит, что право на защиту у наших спортсменов все еще есть. И если все дойдет-таки до его порогов, комиссиям ISU придется раскрыть карты – что, где и как удалось связать с запретными темами. А дальше уже в дело вступят юристы.
С трудом верится, что решение ISU удастся отыграть назад. И все же отчаянная попытка наших фигуристов защитить себя обязательно нужна. Мы и так согласились на все условия, и одним из них была открытость и прозрачность процесса. Сейчас ее не видно, и так быть не должно.