В 80-ю годовщину Великой Победы Спорт вспоминает исторический «матч жизни» в блокадном Ленинграде.
900
Блокада. Самая жуткая страница в 322-летней летописи Санкт-Петербурга. С сентября 1941 года по январь 1944-го город (2,5 млн населения, 400 тыс. — дети) выживал под бесконечными фашистскими бомбежками, в голодных обмороках и морозном окоченении. Смерть жила по соседству с ленинградцами. Вот женщина везет по Невскому проспекту самодельный гроб. А вот старик, привалившись к зданию, тихо «засыпает» в лучах январского солнца…
Осень‑зима 1941‑1942 годов — настоящий ад. Люди гибли тысячами, а карточная система «нормы выдачи продовольствия» стала невыносимой. Рабочим полагалось по 250 граммов хлеба в день, тогда как служащим, детям и стариками — в два раза меньше.
Краюха из еловых иголок, смолы и опилок стала символом мужества ленинградцев и стойкости города. Победу не увидели полтора миллиона жителей. Но город продержался 900 дней и выжил в самой кровопролитной блокаде в мировой истории.
«
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады —
Мы не покинем наших баррикад.
Ольга Берггольц
Советская поэтесса
Лекарство от войны
Но весной 1942-го до снятия блокады было далеко. Город защищался, стиснув зубы, бои шли в считанных километрах от южных границ Ленинграда.
И даже в таких условиях жители не забывали о спорте: помогали отвлечься от военных реалий легкая атлетика, гимнастика, гребля и, разумеется, футбол. Как рассказывал «Санкт-Петербургским ведомостям» историк спорта и кино Алексей Дунаевский, в 1942 году в городе провели 21 матч (встречи проводились даже среди юношеских команд), а уже в 1943-м число матчей взрослых команд выросло до 97. На стадионах проводились и «товарняки», и игры на первенство города, и противостояния за Кубок Ленинграда. К тому же, о спорте №1 не забывали в воинских частях, на флоте и на заводах — число ленинградских футболистов перевалило за семь сотен.
Главным же матчем того времени стала встреча, прошедшая на Крестовском острове 31 мая 1942 года. На фоне громких немецких заголовков «ЛЕНИНГРАД — ГОРОД МЕРТВЫХ» городское радио транслировало противостояние «Динамо» и команды Н-ского завода, в которую вошли не уехавшие в эвакуацию «спартаковцы» и «зенитовцы».
«
"Душа "Динамо" Валентин Федоров был хорошим организатором, — цитировал "Советский спорт" заслуженного тренера СССР Германа Зонина. — Ему и футболисту Аркадию Алову доверили собрать игроков. Вызвали в горком партии… Пропаганда Геббельса растрезвонила на весь мир, что город Ленина – город мертвых. Что жители уже занимаются каннибализмом. Тогда горком решил провести футбольный матч — Федорову и Алову поручили собрать футболистов. Другую команду собирали профсоюзы. Конечно, люди были худыми и голодными, но играть вышли".
Встреча прошла в укороченном формате (два тайма по 30 минут) и закончилась в пользу ленинградских «динамовцев» — 6:0. Но победителями были все: исхудавшие футболисты обнимались и помогали друг другу покинуть поле. Вратарь Виктор Набутов позже расскажет, что несмотря на бледность и истощение все спортсмены были подстрижены и побриты. Спортивная дисциплина на высоте: «на матч — как на парад».
А еще игроки старались играть без аута. Ведь рядом с полем только-только посадили картошку.
Мифы
Тому матчу приписывают множество «фактов», которые историки как могут опровергают. Вот три основных:
Спортивное мероприятие состоялось 6 мая. Это миф, появившийся из-за того, что в 1960 году были неправильно датированы листки из блокадного дневника капитана НКВД Виктора Бычкова. К тому же, игроки не могли выйти на поле шестого числа из-за заморозков;
Встреча проходила под бомбардировкой. Тоже миф: никакие «мессершмитты» не мешали проведению матча на запасном поле стадиона «Динамо» (основное было задействовано в подготовке красноармейцев).
Доказательств радиотрансляции на немецкие позиции найдено не было.
Город жив!
Роль того матча была колоссальной как для ленинградцев, так и для всего СССР. 344-й день войны. Страна понимает: голос вражеской пропаганды теперь лишь лепет. Дорога жизни на Ладоге спасает «Петра творенье» от голода, а вот не дает впасть в уныние горожанам не только надежда, но и спорт.
Футболисты с «боевой задачей» справились, хоть и было это катастрофически непросто. Один вышел на газон после тяжелой стадии дистрофии, другой — после похорон трехмесячного сына. Но тогда личное горе показалось игрокам куда меньшим, чем горе миллионов. Пожалуй, это и называется подвигом. Который творится далеко не только на передовой.
Петербург помнит
- В 1991-м на стадионе «Динамо» появилась мемориальная табличка. На ней написано: «Здесь в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода».
- Тринадцать лет назад, 31 мая 2012 года, на стадионе был открыт памятник футболистам. Его автор — народный художник России Салават Щербаков.
О составах
«Динамо»: Виктор Набутов, Михаил Атюшин, Валентин Федоров, Аркадий Алов, Константин Сазонов, Виктор Иванов, Борис Орешкин, Евгений Улитин, Александр Федоров, Анатолий Викторов, Георгий Московцев.
«Н-ский завод»: Иван Куренков, Александр Фесенко, Георгий Медведев, Анатолий Мишук, Александр Зябликов, Алексей Лебедев, Николай Горелкин, Николай Смирнов, Иван Смирнов, Петр Горбачев, В. Лосев.
* * *
Последний участник той встречи, нападающий «динамовцев» Улитин умер в 2002 году в возрасте 86 лет.