Алина Загитова пытается спасти рок от забвения. Пока ее конкуренты рассказывают на льду сказки, поют патриотические песни, даже читают стихи, олимпийская чемпионка Пхенчхана надевает косуху, распальцовывает «козу» и готова потрясти хаером. Спорт рассказывает о миссии Загитовой, которой аплодировал бы сам Джон Леннон.
От Моррисона до Алины
Дискуссия о жизнеспособности рока в общемировой музыкальной индустрии тянется с 80-х годов прошлого века. Еще Борис Гребенщиков* (признан иноагентом в РФ) в далеком 1983-м пел, что «рок-н-ролл мертв, а я еще нет» — шутливая в некотором смысле фраза, вряд ли произнесенная осмысленно, со временем обрела сакральный смысл. С годами позиции рок-музыки в чартах стали снижаться, и после мощной эпохи гранжа, возглавляемой Nirvana и Alice In Chains, индустрия остыла, как некогда раскаленная докрасна звезда.
Локальные очаги популярности рока встречаются и в наше время, но в широком смысле отрасль переживает болезненный период перестройки. Сейчас рок-музыканты не диктуют тренды, не становятся идолами поколения. Времена, когда The Doors своими гипнотическими треками под яростный и в то же время вкрадчивый вокал Джима Моррисона сводили с ума миллионы, а The Beatles и The Queen словно зондировали мозги населения планеты, подселяя туда не выпадающие из памяти мотивы и ритмы своих хитов, давно отжили.
Сегодня классический рокер – артефакт минувшей эпохи, уступивший свое место поп-музыке – куда более универсальной по звучанию и не требующей от слушателей вовлечения в идеологию.
И в этой обстановке в тему вкатывается Алина Загитова. Ее новое шоу «Ассоль», премьера которого состоится через две недели в Санкт-Петербурге, заявлено в жанре «рок-мюзикл». Создательница и ее команда говорят, что концепт уникален – да, рок в спорте присутствует, и фигурному катанию он не чужероден. Но в шоу-индустрии проектов подобного масштаба еще не было.
А что вместо cекса c рок-н-роллом?
Рок-мюзикл — жанр чуть более коммерчески привлекательный и «нейтральный» с идеологической точки зрения, чем рок в вакууме. В США с середины 90-х индустрия переживала расцвет, самым ярким критерием которого стало вхождение в нее настоящих легенд. К примеру, композитором одного из самых популярных и масштабных рок-мюзиклов современности — «Аида» — был Элтон Джон, а к одному из проектов на мотив Человека-Паука приложил руку Боно из U2.
Появление в среде столь коммерчески успешных артистов объясняется лишь одним – возросшим интересом аудитории и возможностями для финансового роста. Впрочем, даже эта тема с середины 2010-х пошла на спад.
В России же мюзикл сам по себе еще не стал театральной классикой и не имеет столь мощных традиций. А широко известных рок-мюзиклов у нас нет вовсе (хотя встречаются и локальные – в основном, на классические мотивы). Поэтому заход Загитовой на эту площадку – колоссальный риск, не объяснимый с точки зрения получения прибыли. Под тему рока команде Алины пришлось переработать персонажей оригинальной повести Александра Грина («Алые Паруса») и создать иной, куда более осовремененный визуальный концепт. Но вместе с этим, кажется, уплыло позиционирование.
Любой продукт должен «попадать» в свою аудиторию. Но ее нужно определить. Та же рок-музыка на пике опиралась на нигилистически настроенную молодежь, на которую лозунги «Секс, наркотики, рок-н-ролл» и «Живи быстро, умри молодым» действовали безотказно. Однако со временем начальная аудитория рока выросла и обрела потребность в новых посылах, а современной молодежи лозунги о пользе саморазрушения уже не подходят. В мире, где в тренде физическое и ментальное здоровье, подобные смыслы становятся глубоким андеграундом.
Кажется, что Алина, как и рок-музыканты прошлого, не предложила современному поколению актуальные идеи. Акцент на «Алых Парусах» — гениальном произведении Грина, «работающем» прежде всего на старшее поколение – уже намекал на это, а рок-концепт, не слишком подходящий под веяния времени, довершил начатое.
Аудитория в этом плане реагирует молниеносно – и голосует рублем. На текущий момент «Ассоль» демонстрирует не слишком хорошую динамику продажи билетов на обе даты показа, даже несмотря на громкое объединение Загитовой со своей извечной соперницей Евгении Медведевой – и да, это не приговор, ведь в мире ледовых шоу публика действительно подтягивается ближе к делу. Но показательно, что за две недели до премьеры интерес к событию видится не столь глобальным, как хотелось бы.
Все это совершенно не исключает хороших итоговых продаж. И более того – абсолютно не исключает, что шоу получится отличным. Судя по тому, что демонстрирует нам команда Алины, работа проведена глобальная, и, если смотреть на «Ассоль» в вакууме, без оглядки на бессмертную классику Грина, станет ясно, что продукт обещает стать по-настоящему интригующим.
Но стоит ли игра свеч? Не попробуешь – не узнаешь, конечно же. Хотя на данный момент, кажется, тезис Гребенщикова получает подтверждение – по крайней мере в фигурном катании рок скорее мертв, чем жив.