Легенда советского спорта похоронил двух жен, а смерть третьей осталась на его руках. Покорение Эвереста закончилось трагедией, которая много лет вызывала споры и обрастала новыми жуткими подробностями.
По прозвищу «Мафия»
Русско-американская пара альпинистов много лет мечтала о покорении Эвереста. Муж — один из сильнейших представителей скалолазания в СССР Сергей Арсентьев. Худой широкоплечий парень с огромными ручищами и прозвищем «Мафия». Жена — уроженка Гавайских островов, американская альпинистка Френсис Дистефано.
Арсентьев родился в Белгородской области, после окончания школы поступил в Ленинградский электротехнический институт. Именно там он и увлекся альпинизмом. Первая жена спортсмена умерла от болезни, вторую насмерть сбил автомобиль. А в 1991 году Сергей познакомился с девушкой из США. Именно он и привил жене любовь к горам. Френсис увлеклась всерьез — даже стала первой американкой, спустившейся на лыжах с Эльбруса. Но главная цель — покорение Эвереста без использования кислорода — ждала ее впереди.
Сын Дистефано от первого брака Пол сначала отнесся к авантюре мамы положительно. Говорил: «Если я скажу тебе: «Не ходи», то однажды ты будешь старушкой в кресле-качалке и будешь сожалеть о том, что не сделала. Я не хочу быть тем, кто отговорил тебя».
Но перед самым отъездом Сергея и Френсис ему приснился жуткий сон — как снежный монстр съел супружескую пару.
Неудачные штурмы
Арсентьев и Дистефано стартовали в мае 1998 года. До штурмового лагеря на высоте 8200 метров добрались без проблем. Дальше Сергей и Френсис совершили первую попытку покорения вершины. Безуспешно. По непонятным причинам у них сели все батарейки, пришлось спуститься вниз.
На следующий день — еще один штурм. Но и он не принес результата. Состояние девушки быстро ухудшалось. Их уговаривали отказаться от затеи и вернуться в базовый лагерь. Но пара не передумала. На третий день Эверест Арсентьеву и Дистефано все же покорился. Свидетели рассказывали: девушка двигалась в очень низком темпе. Отказ от дополнительного кислорода альпинистка переносила с большим трудом. Регулярные привалы стоили паре большого количества драгоценного времени.
«Сергей тогда сказал, что беспокоиться не надо: у них оставалась заброска внизу (между 1-й и 2-й ступенями), в том числе баллон кислорода, палатка и теплые вещи», — вспоминал один из участников другой экспедиции. Но повод для беспокойства все же был. Восстанавливая картину произошедшего, специалисты поняли: пара действительно не успела вернуться на 8200 до темноты. И остались на «холодную ночевку» посреди спуска.
Умирающая на склоне
Проснувшись, Сергей не обнаружил жену. В растерянности он осматривал окрестности — Френсис бесследно исчезла. Он принял решение спускаться вниз. По пути встретил узбекскую экспедицию — никто ее тоже не видел. Надежда увидеть любимую живой угасала. Та группа продолжила восхождение и на высоте около 8600 метров заметила Дистефано.
«
«Она стояла, опершись на камень, в полубессознательном состоянии, — отмечалось в документе-реконструкции событий. — Страховочной системы на ней не было. После консультации по рации с врачом чешской и словацкой экспедиций дали ей несколько таблеток трентала и кислород. Но она все время срывала маску, что-то бормотала. Ноги не работали, самостоятельно спускаться она не могла. Результаты осмотра: зрачки расширены, взгляд неподвижен, пальцы рук обморожены (белые)».
Два альпиниста из группы остались с Френсис. Попытались спустить ее вниз, но удалось пройти чуть больше тридцати метров. Спортсмены вышли на связь с Арсентьевым. Он взял пару баллонов, чай, медикаменты и на закате двинулся наверх. Больше Сергея никто не видел. На следующий день Дистефано обнаружили участники еще одной экспедиции. Она все еще подавала признаки жизни. Но сбросила с себя почти всю одежду — побочный эффект гипотермии, когда замерзающему становится жарко.
«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 километра, всего в 350 метрах от вершины, — вспоминал британец Йен Вудхолл. — Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы ее спасти. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров. Мы пытались одеть эту женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: «Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня…»
«Погубил своими руками»
Вудхолл с женой попытались эвакуировать девушку. Но быстро поняли: они могут умереть сами. По рассказам спортсмена, «горем убитые они вернулись в лагерь». Дистефано умерла.
Увиденное не выходило из головы британца. На следующий год они все же добрались до вершины, а на обратном пути наткнулись на тело Френсис: «Она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур. Такого конца никто не заслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить девушку».
В том же году другие альпинисты обнаружили тело Арсентьева. Ходили слухи, что он мог покончить жизнь самоубийством.
«
«Первая его жена умерла после болезни. Вторая разбилась в автокатастрофе. Третью, Френсис, он нашел, шатаясь по Гималаям. Принял американское гражданство и уехал в Штаты… Возможно, он хотел начать новую жизнь. Но, по-видимому, из своей шкуры не вылезешь. Третью он погубил собственными руками. Ну и как вы думаете — оставалось ли для него место на Земле? Куда ему теперь вернуться? К ее родителям и ее ребенку от первого брака? Во всяком случае, мне гипотеза о самоубийстве кажется естественной», — размышлял альпинист Сергей Калмыков.
Френсис Дистефано последующие покорители Эвереста окрестили «Спящей красавицей». А Вудхолл восемь лет готовился к возвращению. И в 2007 году исполнил данное себе обещание. Завернул Френсис в американский флаг, вложил записку от сына и столкнул тело в обрыв: «Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее».
Френсис стала первой американкой, покорившей Эверест без кислорода. Но стоило ли оно того?