Он вырвался из нищеты и стал лучшим боксером мира. Стремительный взлет и блистательную карьеру погубил тяжелый характер — однажды боксер избил собственного тренера, за что его вышвырнули из сборной. Проблемы с алкоголем, болезни, тюрьма — Василий Соломин так и не нашел себя вне спорта, скончавшись за неделю до 45-летия.
Сын алкоголика выиграл чемпионат СССР в 19 лет
В 1969 году 16-летний уроженец Перми был студентом училища, и в один из дней его посетил мастер спорта по боксу Виктор Самсонов, искавший таланты. Соломин решил попробовать. Секцией «Трудовых резервов», которой руководил заслуженный тренер РСФСР Юрий Подшивалов, парень заявился в пальто, наброшенном на майку, и с пачкой сигарет. Тренер сразу понял, что Соломин из неблагополучной семьи.
Ютилась в маленькой комнате в бараке, мать воспитывала Василия вместе с младшим братом, а отец был алкоголиком. Бокс стал для Соломина надеждой выбиться в люди. Тем более Подшивалов сразу разглядел в молодом парне серьезные перспективы.
Василий отличался не свойственной легковесу силой удара, был быстрым и резким, с хорошей работой ног, а главное — с железным характером в ринге. И к тренировкам относился серьезно — даже бросил курить.
Соломин блистал на районных соревнованиях, а к 19 годам стал чемпионом СССР в весовой категории до 54 килограммов. Следом он взял золото на юниорском первенстве Европы, и заслужил этим вызов во взрослую сборную СССР. Ему предстояла подготовка к Олимпийским играм в Мюнхене.
В сборной с Соломиным стал работать и Геннадий Дылдин, но сотрудничество с Подшиваловым он не прекратил. Василий получил путевку на Олимпиаду, и в тренерском штабе считали, что молодой спортсмен всерьез поборется за медали. На турнире он успел победить соперников из Таиланда и Румынии, после чего Игры прервала трагедия — теракт, унесший жизни 17 человек.
Главный тренер сборной СССР по боксу Анатолий Степанов сообщил подопечным, что соревнования завершены — вряд ли Олимпиада продолжится после такого потрясения. Команда отправилась в ресторан, где боксеры ни в чем себе не отказывали. Наутро стало известно, что турнир возобновляется. Соломину, на несколько килограммов превысившему лимит веса в своей категории после застолья, предстоял четвертьфинальный поединок против американца Рикардо Каррераса.
Началась экстренная весогонка. Соломин прибегнул даже к приему слабительного, и чудом сделал вес. Правда, судьи отдали победу американцу, и до медалей советский спортсмен не добрался.
Вышвырнули из сборной за нападение на тренера
Следующий шанс проявить себя на международной арене Соломину предоставился Соломину два года спустя — на чемпионате мира по боксу в Гаване. Василий едва не пролетел мимо того турнира из-за вспыльчивого характера.
За день до вылета на тренировочные сборы Соломин пошел в ресторан, где поссорился с отдыхавшей за одним из соседних столов компанией. Все переросло в пьяную драку, в результате которой соперники боксера получили серьезные травмы. Соломин провел ночь в отделении милиции, а Подшивалов подключил все связи, чтобы вызволить подопечного. Отпуская Соломина, милиционеры шутили, что посадят его, если он не выиграет чемпионат.
Не посадили. Соломин был на голову сильнее оппонентов, досрочно завершив три из пяти трехраундовых противостояния. Боксер из СССР произвел фурор на Кубе, а золотую медаль ему вручал сам Фидель Кастро. Соломина признали лучшим боксером того турнира вне зависимости от весовой категории.
В 1976 году Соломин снова отправился на Олимпийские игры. В Монреале он считался одним из фаворитов, но добраться до заветного олимпийского золота снова не удалось. Соломин одержал три победы по очкам, но в полуфинале уступил двукратному чемпиону Европы Симьону Куцову. Румын взял реванш за поражение на победном для советского спортсмена чемпионате мира.
На этом международные выступления для Соломина закончились. И снова причины были неспортивными. На сборах национальной команды в рамках подготовки к чемпионату Европы 1977 года Соломин повздорил со старшим тренером сборной Алексеем Киселевым. Спортсмен выпил и набросился на него, нанеся удар в печень. Соломин хотел разобраться и с подоспевшим тренером Борисом Гранаткиным, но тот заперся в комнате, а позже написал на боксера рапорт.
Эта выходка закрыла для Соломина двери в сборную. В Спорткомитете предпочли вообще не выставлять на чемпионат бойца в легком весе, нежели допустить дебошира. Соломин пытался проявить себя на чемпионатах страны, в 1978 году на турнире в Тбилиси он в блистательном стиле победил всех соперников, а в финале отправил в нокаут Владимира Сорокина. Не помогло — на чемпионат мира в Белград отправился именно Сорокин, ставший в итоге вторым.
Дали 10 лет строгого режима за преступление, которого не совершал
Соломин поучаствовал в чемпионате страны и в следующем году, но проиграл в финале. После Спартакиады народов СССР в том же 1979-м он завершил карьеру — всего в 26 лет.
Падение боксера вышло таким же стремительным, как и его взлет. Спортивная карьера не могла не сказаться на здоровье Соломина — у него начались проблемы со слухом. Собеседникам приходилось кричать с расстояния не больше метра, чтобы Василию удалось понять, о чем речь. К тому же, Соломин стал все чаще и чаще выпивать.
Финансовый вопрос тоже остро стоял перед Соломиным — он даже пошел устраиваться в ЖЭК, чтобы хоть как-то зарабатывать. Но нашлись и другие, более рискованные способы заработка. Результат — тюремный срок за разбойное нападение.
Соломина обвинили в том, что он «вырубил» хозяина квартиры, чтобы его подельники ограбили жилище. Об этом заявили сами злоумышленники. Соломин вину не признал, но правоохранителям не было до этого дела. Бывшему боксеру назначили десять лет в колонии строгого режима.
Вскоре в деле начали всплывать новые подробности. К примеру, пострадавший, у которого были проблемы со зрением, не мог точно идентифицировать нападавшего. Спустя годы один из налетчиков признался, что оговорил Соломина под давлением следователей. Дело пересмотрели, в 1988 году отменили приговор, и спортсмен вышел на свободу, отсидев четыре года. Еще через несколько лет Соломина реабилитировали.
И без того подорванное здоровье Соломина в колонии ослабло окончательно. Бывший боксер часто болел и оглох еще сильнее. В 1997 году, незадолго до 45-летия, на Соломина вышел его бывший тренер Подшивалов. Пригласил экс-подопечного в родную Пермь отметить юбилей.
Соломин чувствовал себя неважно. Они с Подшиваловым собирались посетить боксерский турнир в одном из соседних населенных пунктов, но в пути Василию стало плохо. Боксер поехал в больницу, где ему диагностировали острую пневмонию. Спасти чемпиона мира врачи не смогли — Соломин скончался за восемь дней до юбилея.
Боксера похоронили на Северном кладбище в Перми. В 2002 году в его честь назвали одну из улиц родного города, а также его имя присвоили местному Детско-юношескому спортивному центру.