Он играл против самого Марадоны, но карьеру закончил в низших лигах Германии. В 1992 году тело 32-летнего футболиста обнаружили в берлинском отеле — правда о смерти Виктора Янушевского неизвестна до сих пор.
Играл против Марадоны и прятался от ЦСКА
Виктор Янушевский родился 23 января 1960 года в Минске. Со спортом он определился не сразу — помимо футбола занимался баскетболом, волейболом и легкой атлетикой. И вполне успешно — на городских соревнованиях Янушевский показывал неплохие результаты.
Все-таки к футболу Виктора тянуло сильнее всего. В 1970 году он попал в минскую СДЮШОР-5, где начал играть на позиции нападающего. Но однажды тренеру Вячеславу Автушко пришлось поставить Янушевского в центр обороны — один из защитников не явился на матч. Этот случай запустил трансформацию форварда в неуступчивого и цепкого защитника
В 1977 году семнадцатилетний Виктор дебютировал за минское «Динамо», которое тогда выступало в Первой лиге СССР. Уже через два года команда пробилась в Высшую лигу, а сам Янушевский стал одним из лидеров обороны. О нем отзывались как об игроке, сочетающем жесткость в единоборствах с отличным позиционным чутьем. Эти качества плюс умелая игра головой, выверенные подкаты и несгибаемый характер на поле делали его незаменимым для минчан.
Янушевского стали привлекать к матчам за юношескую сборную СССР. В 1978 году он стал чемпионом Европы среди юношей до 19 лет, а год спустя — вторым на мировом первенстве среди футболистов до 20 лет. В финале того турнира советские футболисты играли против сверстников из Аргентины. Янушевскому пришлось опекать молодого Диего Марадону, который к тому моменту уже привлекался и во взрослую сборную.
К началу 1980-х годов Янушевский вышел на пик карьеры. В 1982 году минское «Динамо» под руководством тренера Эдуарда Малофеева сенсационно выиграло чемпионат СССР. Еще через год Янушевский вместе с «Динамо» взял бронзу. Он дважды попал в список 33 лучших футболистов чемпионата и получил вызов в сборную СССР, хотя все могло пойти иначе.
В конце 1970-х годов Янушевского пытались переманить в ЦСКА. Договориться полюбовно не удалось, и армейцы стали действовать по проверенной схеме — футболисту пришла повестка.
«
«Виктора звали в ЦСКА, обещали ему всевозможные блага. Он, как-никак, стал чемпионом Европы среди юношей, занял второе место на чемпионате мира среди юниоров. Мы знали, что Виктора обхаживают, но известие о его переходе в ЦСКА стало для нас неожиданным», — вспоминал бывший начальник «Динамо» Леонид Гарай.
Гарай стал одним из главных препятствий к переходу Янушевского в ЦСКА. Он обратился с просьбой помочь удержать талантливого защитника в команде в Белорусский республиканский совет. Семья Янушевского тоже была против переезда. Его мать Валентина общалась с Гараем, с ее помощью начальник разработал план, чтобы попытаться перехватить футболиста.
Янушевский возвращался в московский аэропорт Шереметьево-2 вместе со сборной СССР, где его должна была встречать армейская делегация. О времени и месте прибытия знала его мать. Валентина вместе с Гараем, другом футболиста Михаилом Дубицким отправились в Шереметьево «спасать» Виктора. Вместе с ними поехали заместитель председателя республиканского совета и сотрудник спортивного общества «Динамо». Им удалось договориться с работниками аэропорта, и вышедшего из самолета Янушевского через таможню провели на второй этаж, где его ждали Гарай, Дубицкий и мама. На первом этаже футболиста встречали представители ЦСКА.
Янушевский был готов к переходу, но его удалось переубедить. Дубицкий сказал другу, что в Минске ему обещают новую квартиру и прибавку к зарплате. После разговора с матерью футболист согласился вернуться в Минск.
Конечно, реализация такого плана не могла пройти без последствий. Гарай знал, что «исчезнувшего» в аэропорту спортсмена будут искать.
Янушевский с сопровождающими хотели вернуться в Минск на самолете из аэропорта Шереметьево-1, но у входа их ждал автомобиль возглавлявшего ЦСКА Олега Базилевича. Планы пришлось резко менять — до Минска добирались поездом. По прибытии Гарай обнаружил, что в местном военкомате Янушевский уже числится дезертиром и уклонистом, а возле дома семьи футболиста дежурят военные.
Виктора «спрятали» в госпитале МВД, где он лежал под чужой фамилией. По словам Гарая, судьбу футболиста решали «высокопоставленные люди», среди которых находился даже первый заместитель председателя Совета Министров БССР Владимир Мицкевич. За время пребывания Янушевского в госпитале выяснилось, что к службе в армии он не годен.
Уехал в Европу после того, как выгнали из «Динамо»
Янушевский был основным защитником минского «Динамо» до 1988 года. Годом ранее у него был шанс выиграть еще один трофей, но в финале Кубка СССР минчане проиграли по пенальти «одноклубникам» из Киева.
После пятилетнего перерыва клуб снова возглавил Малофеев — тренер, при котором Янушевский раскрылся. Однако 28-летнего защитника неожиданно отчислили из команды под предлогом «омоложения состава». Вместе с Виктором из команды выгнали и нападающего Георгия Кондратьева, который в 1980-х был одним из лучших игроков страны на своей позиции. Ходили слухи, что их обвинили в сдаче матча.
«
«Малофеев стал другим — каким-то подозрительным, что ли», — вспоминала жена Янушевского Валентина.
После ухода из «Динамо» Янушевский все-таки оказался в ЦСКА — клубе, от которого его когда-то «спасали». В 1989 году он помог армейцам вернуться в высшую лигу, а в 1991-м стал чемпионом СССР в последнем розыгрыше турнира.
На фоне распада СССР многие футболисты искали возможности перебраться в зарубежную команду. Янушевский стал одним из первых. Еще в 1990-м он уехал в английский «Олдершот» из четвертого дивизиона, но быстро разочаровался и вернулся в ЦСКА, отыграв в Англии шесть матчей. Силовая манера игры в «подвалах» английского футбола не подошла белорусу.
После чемпионства в ЦСКА Янушевский отправился в Германию, заключив контракт с берлинским клубом «Теннис-Боруссия» из пятого дивизиона. В полупрофессиональной лиге условия были далеки от комфортных. «Мужу там было тяжело, не хватало общения, немцы — народ замкнутый. К тому же он почти не знал языка», — рассказывала Валентина.
Низшие лиги и загадочная смерть в 32 года
Янушевский провел за «Теннис-Боруссию» 11 матчей, а в последней игре сезона-1991/92 забил дебютный мяч за немецкий клуб. Однако спустя месяц 32-летнего футболиста обнаружили мертвым в отеле.
Обстоятельства смерти до сих пор остаются загадкой. Официальной версией установили оторвавшийся тромб.
«
"В медицинском освидетельствовании написали, что он умер из-за тромба. У Вити была "голубая" группа крови — четвертая с отрицательным резусом, очень редкая", — объясняла жена.
Однако в футбольных кругах ходили другие версии. Экс-игрок ЦСКА Сергей Дмитриев говорил, что Янушевский покончил жизнь самоубийством — «повесился в ванной». Влияние алкоголя он отрицал. По его словам, Виктор был профессионалом — не пил и не курил. Также ходили слухи, что футболиста убили из-за денег.
Янушевского похоронили в Минске. У него осталось две дочери — Светлана и Яна. Обе связали жизнь со спортом — добились успехов в художественной гимнастике. Белорусская футбольная ассоциация сохраняет память о защитнике — раз в два года в Белоруссии проходит мемориальный турнир имени Янушевского.