Он стал олимпийским чемпионом на Играх в Москве, поставил 20 мировых рекордов и вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Достижения советского тяжелоатлета Леонида Тараненко не могли перебить десятилетиями, но всего этого могло не случиться из-за страшной болезни.
Разгромил всех на Олимпиаде в Москве
Тараненко родился 13 июня 1956 года в небольшом белорусском городе Малорита Брестской области. В подростковом возрасте его увлекал бодибилдинг, хотя в то время в СССР культуризм считался «вредоносным западным веянием».
Убедить Леонида попробовать себя в тяжелой атлетике удалось местному тренеру Петру Сатюку. И у юного Тараненко пошло — результаты были впечатляющими. После неудачной попытки поступления в летное училище он решил заниматься спортом серьезно, и в 1974 году переехал в Минск, где начал выступать за спортивный клуб «Урожай».
Там его тренером стал Иван Логвинович — специалист не самый авторитетный, но, по словам Тарасенко, сразу разглядевший, что он в тяжелой атлетике всерьез и надолго.
«
«Логвинович обладал потрясающим даром убеждения, — вспоминал атлет. — Меня чем-то зацепили его довольно смелые рассуждения о моих перспективах в тяжелой атлетике. Он же как всем говорил, еще в преддверии московской Олимпиады: «Леня наверняка выступит на Играх 1992 года, а может, даже 1996 года».
В Минске Тараненко быстро выполнил норматив мастера спорта и поступил на инженера в Белорусский институт механизации сельского хозяйства. На получении образования настоял тренер.
В сборную СССР атлет попал уже во время учебы, а после ее окончания Тараненко ждал настоящий взлет. В 1979 году он стал победителем Спартакиады народов СССР, чем добыл себе путевку на московскую Олимпиаду-1980. На дебютных Играх Тараненко не оставил шансов никому. Золото в категории до 110 кг с олимпийским и мировым рекордами. Перед стартом турнира фаворитом Игр считался болгарин Валентин Христов. В двоеборье Тараненко опередил его на 17,5 кг. Набрал 422,5 кг, взяв 240 кг в толчке.
«Люди с этим не живут»
Тараненко продолжил бить рекорды и после Олимпиады, но перед чемпионатом мира 1982 года чемпиона начала беспокоить спина. Пришлось делать новокаиновкую блокаду — этим занялся хирург ЦИТО Сергей Миронов.
«
"У меня заболела спина в 1982 году перед чемпионатом мира, вышел диск. На сбор в Подольск приехал известный врач Сергей Миронов, сделал новокаиновую блокаду. Длинным шприцем, сантиметров 15-20, вводят в этот самый диск под корешок новокаин. Воспаление снимается, болевые ощущения пропадают. На чемпионат мира я уже не поехал, так как не успел восстановиться, а через месяц установил мировой рекорд", — вспоминал Тараненко в интервью "Чемпионату".
На следующий год проблема со спиной стала серьезнее. Тараненко оказался на операционном столе в центре травматологи. Миронов и его коллега Сергей Архипов не могли понять причину болей. Списывали на остеохондроз. Когда пришли анализы крови, врачи пришли в ужас — все указывало на сепсис.
Миронов рассказывал, что у Тараненко было тотальное нагноение мягких тканей на спине, которое перешло на бедро. Врачи не могли пробить мышечный слой 140-килограммового атлета даже 22-сантиметровой иглой.
«
«Нашли какое-то место, пробили — получили гной. Все стало ясно. Уже шел развал мышц… Удалили два с половиной литра гноя. Для справки: с этим не живут. Люди погибают от общей интоксикации. Садятся почки и многое другое. Но справились», — рассказывал Миронов.
По словам врача, разрезы у Тараненко шли от колена до середины лопатки. За время лечения спортсмен похудел на 30 кг, а про шрамы шутил, что «в Афгане душманы саблей рубанули».
Врачи не могли установить причину чудовищного состояния Тараненко. Миронов не исключал, что это могло быть связано с употреблением допинга. Подробнее эту теорию развил Архипов.
По его словам, Тараненко во время лечения признался ему, что колол анаболический стероид станозолол. «Очень жесткий стероид. Если вводить напрямую в мышцу — та на фоне большой нагрузки отвечает стремительным ростом. Раньше этот препарат давали ослабленным больным, так наши раскусили, что его можно применять местно. Тараненко сам себе колол в мышцы спины», — приводил «Спорт-Экспресс» слова хирурга.
В ответ на вопрос о процессе вывода вещества из организма, Тараненко рассказал Архипову, что «доктор в сборной» готовит плацентарную взвесь. Врач рассказал, что видел, как на базе сборной атлетам давали «витаминный комплекс», в составе которого могли содержаться такие препараты, как метандростенолон.
«
«Это был период, когда рекорды в тяжелой атлетике росли не по дням, а по часам. Тараненко же с иглой занес инфекцию. Анаболики снижают иммунитет — вот и полыхнул гнойник. Когда закончилась операция, из него торчало шесть трубок, через них сутки напролет делали капельницы. Не знаю, были ли еще в мире люди, которые после такого смогли вернуться в спорт? Поразительно, но на Тараненко все зажило как на собаке», — вспоминал врач.
«Врач бежал от меня сломя голову»
Однако сам Тараненко версию докторов опроверг. По его словам, в 1983 году он попал в отделение к Миронову вместе с атлетом Юрием Варданяном, который испытывал проблемы с коленями. Там он заразился стафилококком.
«
«Пока был включен кварц, стафилококк прятался в поры штукатурки, а как его выключали, он вылезал обратно. Условия там были антисанитарные. Варданян, глядя на грязь в операционной, думал: только бы ничего не занесли. Но со мной случилось худшее. После инъекции я чувствовал себя с каждым днем все хуже и хуже», — рассказывал он.
Врачи не могли разобраться с состоянием Тараненко две недели, утверждая, что условия были стерильными. В итоге стафилококк распространился от спины до задней поверхности ребра — отсюда и разрезы. Обнаружить инфекцию удалось с помощью пункции.
Тараненко рассказал, что друзья пришли в клинику и прямо спросили у врачей, будет ли он жить. На что получили ответ: «Если бы у нас был препарат контрикал, то выжил бы. Надо 50 ампул, а у нас только две». Вскоре один из товарищей спортсмена достал необходимое лекарство и все закончилось благополучно.
«
«А про анаболики они выдумали, чтобы скрыть свою бездарность. После операции я четыре дня был в бессознательном состоянии. Этого Архипова, которого в душе считал виновником случившегося, я чуть не задушил», — добавил Тараненко.
После долгого процесса восстановления Тараненко вернулся в профессиональный спорт. И не просто вернулся, а даже выигрывал медали. Он стал чемпионом на соревнованиях «Дружба-84», заменивших советским спортсменам Игры в Лос-Анджелесе. На Олимпиаде-1992 в Барселоне он стал вторым, а четыре года спустя в возрасте 40 лет отобрался на Игры в Атланте, однако не вышел на соревнования из-за травмы.
Сейчас Тараненко 69 лет. Он признавался, что после того случая виделся с врачом Мироновым, но разговора не случилось.
«
«С Мироновым виделся пару раз в аэропорту, так он прятал глаза и бежал от меня сломя голову. В душе они знают, что сделали со мной. Жив я остался только благодаря моим друзьям».