Сегодняшний «Спартак» невозможно представить без Алексея Жамнова. Под руководством его тренерского штаба «красно-белые» устремились в элиту КХЛ, закрепились в статусе одной из самых ярких и результативных команд лиги и стали отражением прогрессивного хоккея. Оба сезона вместе с Жамновым столичная команда завершила на стадии второго раунда плей-офф, но прошедший розыгрыш Кубка Гагарина показал, что спартаковцы готовы на большее. Боссы клуба это признали — на радость огромной армии болельщиков заключили со специалистом новый трехлетний контракт.
В большом интервью Спорт Алексей Жамнов:
- рассказал о переговорах с клубом о новом контракте;
- признался, чем ему дорог «Спартак»;
- поставил молодым игрокам «Спартака» в пример Александра Овечкина;
- заявил, что Овечкин достоин внимания, которое ему оказывают в России;
- выделил связь между «Спартаком» и «Флоридой Пантерз»;
- поведал о кадровых изменениях в команде и поделился ожиданиями от нового сезона КХЛ.
«Овечкин — живая легенда. Он заслужил почести в России»— В Москве отгремел «Матч года» с участием российских звезд. Сборная НХЛ обыграла команду КХЛ (15:3), а организаторы собрали на благотворительность 30 миллионов рублей. Вам понравилось это событие?
— Во-первых, надо поблагодарить собравшихся ребят. Прежде всего, это благотворительное мероприятие. Огромное спасибо и болельщикам. Полные трибуны на хоккейном матче — всегда здорово. Люди соскучились по хоккею, получили возможность увидеть всех звезд, ребят, которые прославляют Россию за океаном. Отдам должное парням и из КХЛ. Все молодцы, организовали грандиозное шоу. Праздник удался.
— Вы, Олег Знарок, Игорь Ларионов и Сергей Федоров — глыбы отечественного хоккея. Если посмотреть на состав команды русских звезд НХЛ на «Матче года», то с таким тренерским штабом и подбором игроков по фамилиям выходит самая настоящая сборная России для участия в Олимпиаде.
— Сергей Викторович, Игорь Николаевич и я играли за океаном, Олег Валерьевич, с которым мы давно знакомы и вместе трудились в сборной России, сейчас работает в НХЛ, поэтому мы все знаем эту кухню. Самое классное — нам удалось пообщаться. Очень рад был увидеться и с Игорем Никитиным, Андрюхой Разиным, Дмитрием Квартальновым и, конечно, Билялетдиновым Зинэтулой Хайдяровичем. Получилось приятное общение, нам всем есть, что вспомнить.
— Овечкина чествовали в Нью-Йорке после рекордного 895-го гола в чемпионатах НХЛ, потом в Вашингтоне. Теперь, наконец, и в Москве. Согласны, что это было очень правильно и необходимо: как для Александра, так и для страны?
— Конечно. Он установил рекорд, который неизвестно, когда будет побит и будет ли вообще кем-то превзойден. Когда я играл в НХЛ, то не представлял, что рекорд Уэйна Гретцки кто-то сможет побить. Но у нас в стране родился такой уникум. Он заслуживает этого внимания у нас на Родине. Овечкин — живая легенда. Он все еще играет в хоккей. Наверняка, Александр установит еще более высокую планку для тех, кто попробует побить уже его рекорд.
«Возможно, у «Спартака» и «Флориды» есть взаимосвязь»— Как вы провели отпуск?
— Нормально, с семьей, отдохнул с детьми. Но отпуск быстро проходит.
— Удалось ли отдохнуть именно от хоккея и перезагрузиться?
— Думаю, что удалось. Периодически, конечно, уделял внимание клубным делам, но у меня не было тех стрессовых ситуаций, которые возникают по ходу сезона. Отдых придает позитива. В свободное время, конечно, стараюсь не смотреть хоккей, не думать о нем.
— Следили ли за победой «Флориды» в финале Кубка Стэнли? В этом году будто бы связей между «Пантерз» и «Спартаком» стало еще больше: семейство Барковых, взаимные слова поддержки от игроков спартаковской «молодежки» и хоккеистов «Флориды»…
— Да, мы переживаем за них. У Александра Баркова во «Флориде» играет сын, также там выступают наши соотечественники Сергей Бобровский и Дмитрий Куликов. Мы рады, что «Флорида» второй раз подряд выиграла Кубок Стэнли. И очень рады, что наша «молодежка» впервые за многие годы завоевала Кубок Харламова. Возможно, тут есть небольшая взаимосвязь. Осталось и нашей первой команде чуть-чуть поднажать.
— Есть ли у кого-нибудь из игроков «молодежки» шанс попасть в основную команду «Спартака» в новом сезоне? При том, что некоторым ребятам вы уже давали им возможность сыграть в КХЛ.
— У нас есть молодые игроки. Я следил за нашей «молодежкой», присутствовал на играх. У них есть хороший тренерский штаб, в чью работу я не лез, не давал никаких установок. Шанс есть у всех, даем его каждому. Все зависит от самих ребят. Говорить о том, что какого-то конкретного игрока ждет большое будущее, будет только дурачок, вешая лапшу на уши. Все зависит от игрока — хочет он расти или нет.
Случается так, что игрок доходит до какой-то вершины и чего-то добивается, но останавливается на достигнутом. А есть хоккеисты, которые продолжают расти и развиваться. Это видно со стороны. Когда я сам был игроком, то, наверное, не замечал этого. Став тренером, вижу разные нюансы и пытаюсь донести их до ребят. Главное, чтобы игроки понимали, что им может дать хоккей.
Двигаться же дальше и воспитывать в себе дух победителя может не каждый. Живой пример — Овечкин. Он давно уже мог успокоиться, но нет, он движется вперед, забрасывает шайбы из своего офиса и бьет рекорды.
«Другие клубы звали к себе, но я не мог покинуть «Спартак»— Об устной договоренности со «Спартаком» о новом контракте вы сообщили в конце апреля, но о подписании соглашения объявили только в июле. Переговоры затянулись?
— Не затянулись. Мы встречались с руководством, общались еще до того, как я отправился с семьей на отдых. Решили, что вернусь и мы окончательно обо всем договоримся. Изначально речь шла о пятилетнем контракте, но пока я не готов на столь долгосрочное соглашение. Вы же сами понимаете, что в тренерской жизни могут уже через год «поставить на лыжи». Я хотел подписать контракт на два года, договорились на трехлетний. У «Спартака» будет новая арена, и руководство хочет, чтобы в третий сезон, который клуб планирует открытие, на тренерском мостике команды был я.
— Желание руководства клуба видеть тренером «Спартака» именно вас — очевидный показатель доверия.
— Естественно, имеет значение тот факт, что мне доверяют. У меня нормальные отношения с руководством клуба. Да, были предложения от других клубов, но я прекрасно понимал, что не могу уйти из «Спартака». Не потому что меня не отпустят: просто осознаю, что есть дела, которые я еще не довел до конца. К тому же не могу не сказать о болельщиках. Я помню период, когда только пришел в «Спартак» и начинал работу в клубе, и некоторые кричали «Жамнов, уходи!» Я понимал, что это нормальное явление и что надо продолжать делать свою работу, ведь не так все быстро строится и делается.
«
Сейчас же болельщики скандируют мои фамилию и имя. Благодаря этому понимаю, что какую-то работу я все же делаю правильно. Уважение со стороны болельщиков дорогого стоит. Бросить все и уйти было бы предательством по отношению как к болельщикам, так и к игрокам, которые продлили контракты с клубом, узнав, что я остаюсь в "Спартаке".
Руководство клуба во главе с Олегом Леонидовичем Усачевым создает действительно уникальные условия для игроков. Любые желания хоккеистов учитываются и обсуждаются, делается все для их комфорта. В моем решении остаться в «Спартаке» сыграло все в совокупности. Конечно, можно было уйти и взять паузу на отдых или уйти в другой клуб, но если бы я сделал этот ход, то, наверное, потом бы жалел о неправильном выборе. Прекрасно понимаю, что от финансовой составляющей многое зависит, но надо все взвесить. Деньги — это одно. Но есть еще и отношение.
— Слухи о том, что вы можете уйти в другой клуб, удивили многих. Можно ли уже сейчас сказать о том, что предметно предложения от других команд КХЛ вы не рассматривали?
— Пожалуй, да. Я сразу сказал, что никуда не уйду и что у меня есть договоренность со «Спартаком». На тот момент этой договоренности не было на бумаге, но с руководством «Спартака» мы ударили по рукам, дав друг другу понять, что я останусь в клубе. Эта пауза до подписания контракта была связана лишь с переговорами о сроках соглашения.
«За игроков переживаю больше, чем они сами за себя»— На итоговой пресс-конференции вы признались, что этот сезон получился сложнее предыдущего. Чему вы научились в качестве главного тренера?
— Многому. Больше узнал игроков. В мой первый сезон в «Спартаке» была молодая и новая команда, многие игроки, пришедшие из ВХЛ, проходили адаптацию в КХЛ, были и опытные ребята. Но у команды не было опыта игры в плей-офф. Можно было пересчитать по пальцам одной руки количество игроков, которые в своей карьере проходили первый раунд плей-офф и играли дальше. Ребята пытались доказать свой уровень, и поэтому первый мой сезон в этом плане был проще.
Во втором же сезоне, как мне кажется, в команде имел место синдром, когда ты чего-то добился, но до конца не понимаешь, что теперь соперники выходят играть против тебя с другим отношением и настроем, не осознаешь, что на тебе лежит более высокая ответственность. Есть такой момент, что игрок чего-то достиг и успокоился, не хочет пробить этот потолок. Мы все играем, чтобы выигрывать, а не для галочки. Что сами хоккеисты будут вспоминать после окончания карьеры? Что поиграли в плей-офф, но ничего не выиграли?
«
Я хочу поменять у наших игроков этот менталитет. Они должны выходить на лед с пониманием, что на груди у них есть спартаковский ромб, а на спине — их фамилия, а также осознавать, что они ставят на кон свою репутацию. Не собираюсь никого уговаривать. Если игрок хочет выйти на новый уровень, то мы всем тренерским штабом поможем ему. Не хочет — его проблема.
Мы никого не ставим в жесткие рамки, но есть игровая дисциплина, которой нужно придерживаться, есть ответственность. Хоккейная карьера не такая долгая, как кажется, и пока есть возможность — этой прекрасной профессией надо наслаждаться. На хоккеистов ходят смотреть по 12-14 тысяч болельщиков, от этого надо получать удовольствие.
— Очевидно, что на льду играют хоккеисты, а не тренеры. В прошлом сезоне получалось не все, что было задумано и что отрабатывалось на тренировках. Изменятся ли ваш подход и требования?
— Безусловно. Второй сезон многое мне дал и показал, я сделал выводы. В этом чемпионате к игрокам будут другие требования, сто процентов. Все хотят выиграть, но все зависит от коллектива, от команды. На льду пять игроков, и если один из них выпадает, то это сказывается на результате команды. Если выпадает двое — это вовсе трагедия. Задача нашего тренерского штаба сделать так, чтобы игроки этим прониклись. Подход изменится. Прошло уже два сезона. Если кто-то из ребят думает, что они все еще молодые и перспективные, то пусть забудут это. Настало время делать правильные выводы: либо ты движешься вперед, либо остаешься на своем уровне.
Для меня все игроки равны, от каждого из них зависит результат матча. Мы не роботы, и все ошибаются, это нормально. Если игрок ошибается, делая правильные вещи, то я никогда не скажу ему ничего плохого и ни в чем не упрекну. Но для меня неприемлемо, когда игрок ошибается, делая то, чего тренерский штаб не просит. Верно отмечено, что тренер не выходит на лед и не играет. Тренер дает тактическое задание, подсказывает о нюансах, которые должны помочь обыграть соперника. Если игрок прислушивается к требованиям и выполняет их, то добиться желаемого проще. Мы, тренеры, можем лишь направить игроков, подсказать им, мотивировать, но в хоккей играют именно они. Еще ни один тренер не забросил решающую шайбу и никогда не забросит.
— Показательным и очень важным фактором стало желание самих игроков работать именно под вашим руководством. В этом признаются и сами игроки, и их агенты. Что для вас это значит?
— Иной раз я за игроков переживаю больше, чем они сами за себя. Бывает, меня откровенно бесит, когда вижу, что хоккеист может играть лучше и показывать более классный хоккей, чем он демонстрирует сейчас. Наш тренерский штаб много говорит с игроками тет-а-тет, пытаемся им объяснить, что они могут играть намного лучше и выйти на новый уровень. Если хоккеисты продлевают сотрудничество — значит, что наша работа их устраивает.
— Когда только возглавили «Спартак», вы неоднократно отмечали стремление создать не команду-вспышку, а именно долгосрочный проект, который, возможно, прямо сейчас не будет способен решать самые высокие задачи, но в будущем закрепится среди лучших клубов лиги. Видите ли вы у «Спартака» прогресс в этом направлении?
— Конечно. Даже по всей вертикали клуба, начиная с академии «Спартака». Впервые в истории наша академия стала чемпионом в нескольких возрастных группах, вошла в число лидеров в общих зачетах Москвы, и это большой плюс для клуба, ведь у нас есть мальчишки, которые в будущем должны идти в подпитку первой команды.
Мы создали также новую молодежную команду «Спартак МАХ». Когда три года назад я стал курировать спартаковскую академию, и мы назначили главным тренером Сергея Суяркова, то понимали, что нужно будет время для развития, но в тот же момент осознавали, что в будущем нам потребуется еще одна команда, чтобы выпускники спартаковской школы не разбегались в разные команды. Раньше же в «молодежку» проходили несколько игроков, остальные — в другие команды. Нам было важно сохранить игроков в клубной структуре с расчетом их роста для главной команды. Для этого и был создан «Спартак МАХ».
В «Химике» также много перспективных игроков для основной команды, в этом сезоне они дошли до финала плей-офф, «молодежка» наша стала чемпионом, основной команде не хватило совсем чуть-чуть для преодоления стадии второго раунда плей-офф. Прогресс виден, но нужно время, чтобы вся структура заработала как маховик. Наш штаб приложит все усилия, чтобы «Спартак» поднялся выше.
«
Ни одна команда не строится быстро. Да, можно скупить всех лучших игроков, но у нас нет такого бюджета. Я не хочу строить заоблачные планы, что в этом сезоне мы точно выиграем Кубок Гагарина, однако мы обязаны об этом мечтать и стремиться к этому. Только с таким настроем мы можем подняться еще на одну ступень. Думать: "В плей-офф попали, а дальше — как получится", это не менталитет сегодняшнего "Спартака".
«Новички «Спартака» усилят команду»— В обновленный тренерский штаб «Спартака» вошли Игорь Кравчук, Хассан Саид и Энтони Мур.
— С Игорем мы давно знакомы. Играли вместе в сборных СССР и России, играли друг против друга на клубном уровне. Я понимал, что нам нужно усиление по работе с защитниками. Общался с ребятами, кто работал с Игорем в других командах, и все отзывы были положительными, поэтому я пригласил его в команду. Он и Евгений Перов вдвоем будут отвечать за игру «Спартака» в обороне, для нас это усиление.
Что касается Хассана Саида, то у нас с ним была договоренность: если он захочет вернуться в «Спартак», то мы будем ему рады. Хассан попросил пригласить Энтони к себе. Мы пообщались, взвесили все «за» и «против» и приняли решение о таком сотрудничестве. Энтони принесет нам что-то новое, он будет помогать не только Хассану, но и всей вертикали — «молодежке», академии и «Химику».
— Два новых тренера по физподготовке. Значит ли это, что «Спартаку» не хватало «физики» ранее, и в этом компоненте особенно надо прибавить?
— Ни в коем случае. Как я и сказал, второй тренер будет помогать как Хассану Саиду, так и остальным командам клубной системы «Спартака». Специфика подготовки игроков прогрессирует, мы хотим развиваться. Но это не значит, что нам до этого не хватало «физики». У нас работал Леонид Дмитриченко — профессионал своего дела. Я ему очень признателен за эти два года совместной работы.
— Состоялись и подписания среди игроков. Например — Дмитрий Вишневский. Насколько важно было сохранить главного ветерана «Спартака»?
— Дмитрий не первый год в «Спартаке», он знает требования как всего штаба, так и непосредственно мои. Ясно, что он стал старше, на все вещи Дмитрий реагирует несколько иначе. Он во многом разбирается. Дмитрий мог уйти в другой клуб за большие деньги, но остался в «Спартаке». Кто-то писал, что клуб не продлит с ним контракт, но это не так. Переговоры велись, и Дмитрий остался в «Спартаке». Для меня как тренера это плюс. Уверен, что Дима поможет нам в новом сезоне и будет одним из лидеров команды.
— Продлили и Андрея Миронова. Согласны, что всего за один сезон Андрей смог стать по-настоящему своим?
— Ему было тяжело в первое время после перехода. Было давление со стороны болельщиков «Динамо», и я Андрея прекрасно понимаю по собственному опыту. Помню, когда начал работать в «Спартаке», но еще не был тренером команды, то, приезжая на динамовскую арену, по пути в ложу в коридорах мне доводилось слышать как хорошие слова в свой адрес, так и «очень хорошие». У болельщика свои правда и видение ситуации. Поэтому Андрею в первое время было непросто. К тому же «Спартак» и «Динамо» играют в несколько разный хоккей, некоторое время у Андрея ушло на адаптацию.
— Как бы вы оценили его вклад в рост команды, ведь Андрей не только опытный и мастеровитый защитник, но и игрок с важными человеческими качествами.
— Он был капитаном в «Динамо», пришел в «Спартак» лидером во всех отношениях. Игроки к нему прислушиваются. Можно сказать, что Андрей — вожак стаи. Он замечательный человек.
— Можно ли уже сейчас сказать, что Андрей будет капитаном «Спартака» в новом сезоне?
— Этот вопрос решит вся команда уже перед стартом сезона.
— Команду покинул Андрей Локтионов. Почему?
— «Спартак» сделал свое предложение, но он выбрал другой вариант. Я его прекрасно понимаю, отношусь к этой ситуации нормально. Андрей сделал многое для «Спартака» за те два сезона, что он отыграл под руководством нашего тренерского штаба, и лично я ему признателен за все.
— Появились и новички. Среди них — Никита Коростелев, Лукас Локхарт, Никита Холодилин. Что они могут дать «Спартаку»?
— Я считаю, что все трое усилят «Спартак». Я уверен, что они нам помогут.
— Возвращение Джоуи Кина стало неожиданным. Но его статистика стала хуже.
— Тот сезон, когда Джоуи вернулся в «Спартак», стал для него скомканным. Он поздно оказался в клубе, не прошел сборы. Стиль игры был другим. Ему было тяжело войти в этот ритм сразу. Наверное, я допустил ошибку, когда бросил Джоуи с винтовкой под танки. После неудачных первых игр он поник и в итоге не нашел себя. Сейчас же мы собрали по нему всю необходимую информацию, да и сам Джоуи выразил желание вернуться в «Спартак». Теперь он пройдет с командой предсезонные сборы, ему будет проще. Думаю, Джоуи поможет «Спартаку». У него большой потенциал. Постараемся сделать все, чтобы он его использовал.
— От вас и вашей команды теперь ожидают большего. Ясно, что все клубы КХЛ желают выиграть Кубок Гагарина, но какие задачи, на ваш взгляд, адекватно ставить перед «Спартаком» в новом сезоне?
— Преодолеть достигнутый рубеж. Мы дошли до определенной вершины, поднялись на нее. Наша задача — не остановиться, а сделать еще шаг вверх. Ничего придумывать не надо, все уже придумано. Либо мы хотим в конце сезона сидеть и смотреть в пол и думать: «Что же мы сделали не так?» и довольствоваться тем, что имеем, либо мы хотим поднять на собой чашу. Все зависит от нас самих.